/Познавательная психология

Познавательная психология

  • Что означает — «быть умным»?
  • Что измеряют тесты на IQ?
  • Расовые различия в IQ результатах.
  • Более мозговитый, чем наши бабушки и дедушки.
  • Существует больше интеллекта, чем IQ.

Что означает быть умным?

Люди гордятся тем, что они самый умный вид животных на земле. Но что же означает «быть умным»? Большинство психологов соглашается, что абстрактные рассуждения, решение задач и способность приобретать знания – все это является лишь проявлениями интеллекта. Меньше согласия у психологов по поводу других аспектов, таких как: скорость мышления, общие знания и творческий потенциал.

Что измеряют тесты на IQ?

Любой, кто решит проверить свои умственные способности с помощью специальных тестов, получит IQ (коэффициент умственного развития) оценку. Эта оценка позволяет сравнить вас с людьми такого же как и у вас возраста, при условии, что средний IQ балл равен 100. Примерно 97% людей получают оценку где-то между 70 и 130 баллами. Но что же измеряют тесты на IQ? До некоторой степени, они измеряют наши знания и словарный запас. Но они также зависят и от размера рабочей памяти, скорости обработки информации и способности выбрать правильные стратегии решения специфических задач.

Расовые различия в IQ результатах.

Тесты на IQ проводятся повсеместно уже примерно в течение 100 лет, и, за все время их использования, было получено множество противоречивых результатов. Например, было обнаружено, что у афроамериканцев, как группы, среднее значение IQ примерно на 10 — 15 пунктов ниже, чем у белых американцев. Многие психологи полагают, что культурные различия, возможности получения образования, а также знакомство с требованиями тестов на IQ — определяют эти различия в IQ.

Более мозговитый, чем наши бабушка и дедушка.

Одно любопытное открытие, кажется, подтверждает эту интерпретацию. Было установлено, что средние результаты IQ тестов в Америке улучшились примерно на 20 — 30 пунктов в течение 20-ого столетия. Не имеет смысла полагать, что это увеличение происходит из-за больших прыжков в наследовании интеллекта от одного поколения к другому. Наиболее вероятным видится объяснение, что следующие поколения были просто лучше обучены в том, чтобы преуспеть на тестах.

Существует больше интеллекта, чем IQ.

Для многих психологов кажется абсурдным, свести все исследования интеллекта до единственной оценки, полученной на тесте. Вместо этого эти психологи обращают внимание на разнородность интеллекта. Кто-то, кто может быть квалифицирован в изучении языков, может абсолютно не иметь музыкально таланта. К тому же, наш интеллект, кажется, изменяется в зависимости от того, знакома или нет ему ситуация, в которой он оказался. Одна группа 10-летних уличных продавцов в Бразилии, которые практически не учились в школе, была искусна в умении взимать плату за конфеты и была способна давать правильные решения при расчетах. Однако, они показали более плохие результаты, когда им добавили задачи связанные с мат. вычитанием, которые были простыми для любого, кто прошел традиционное школьное обучение.