/Эффект аудитории (эффект Зайонца)

Эффект аудитории (эффект Зайонца)

Эффект аудитории проверялся в исследованиях Роберта Зайонца. Присутствие любого внешнего наблюдателя, в частности, экспериментатора и ассистента, изменяет поведение человека, выполняющего ту или иную работу. Эффект ярко проявляется у спортсменов, которые показывают лучшие результаты на публике, чем на тренировке. Зайонц установил, что во время учебы присутствие зрителей смущает испытуемых и снижает результативные показатели. Когда же деятельность усвоена и сводится к простому физическому усилию, тогда результат улучшается.

После проведения дополнительных исследований были установлены следующие зависимости эффекта аудитории:

 

  1. Влияние оказывает не любой наблюдатель, а лишь компетентный и авторитетный для исполнителя, который может дать ему оценку. Чем авторитетнее наблюдатель, тем больше проявляется этот эффект.
  2. Влияние тем больше, чем сложнее задача. Новые навыки и умения, интеллектуальные способности более податливы воздействию (в сторону снижения эффективности). Наоборот, старые, простые перцептивные и сенсомоторные навыки проявляются легче, производительность их реализации в присутствии авторитетного наблюдателя повышается.
  3. Соревновательная и совместная деятельность, увеличение количества наблюдателей усиливает эффект аудитории (как в положительном, так и отрицательном направлении).
  4. Тревожные исследуемые при выполнении сложных и новых заданий, требующих интеллектуальных усилий, переживают больше трудностей, чем эмоционально стабильные личности.
  5. Действие эффекта Зайонца подчиняется закону оптимума активации Йеркса-Додсона: присутствие внешнего наблюдателя (экспериментатора) повышает мотивацию испытуемого; следствием этого может стать повышение производительности или слишком высокая мотивация, которая может привести к срыву деятельности.