Эффект дезинформации.

Заблуждение: Мы можем смотреть свои воспоминания, как фильм. 

Истина: Воспоминания каждый раз создаются заново из доступных на настоящий момент фактов, из-за чего, например, показания свидетелей, не очень-то надежны.

Случалось ли с вами такое, когда кто-то в вашем присутствии рассказывает историю, в которой вы тоже принимали участие?

Если да, бывало ли так, что вы были не согласны с его пересказом? И если вы оба не можете быть одновременно правы, то в чем, черт подери, дело?

Возьмите лист бумаги и ручку.

Серьезно, возьмите, вам понравится.

Ага, теперь один раз прочитайте вслух список слов, приведенный ниже, и постарайтесь по памяти записать как можно больше слов.

Только не подглядывайте! Когда закончите, проверьте себя по списку.

Не читайте статью дальше, пока не выполните задание.

Погнали:

дверь, стекло, панель, занавеска, лестница, порог, дом, открывать, шторы, рама, вид, дышать, ставни, жалюзи, сетка, закрывать

Теперь проверьте себя. Что получилось?

Вы записали все слова?

А вы написали слово «окно»?

Как показало исследование, 85% людей помнят, что видели слово «окно» в списке, но, вообще-то, его там нет не было.

Если вы из их числа, поздравляю, эффект дезинформации помог вам создать ложное воспоминание.

В 1974 году Элизабет Лофтус [Elizabeth Loftus] из Университета Вашингтон провела исследование, суть которого заключалась в том, что люди смотрели фильм про технику безопасности при ДТП.

После просмотра она просила участников оценить, на какой скорости двигались машины. Участники были разделены на группы, каждой из которых она задала один и тот же вопрос, но в разной формулировке:

  • На какой скорости произошла катастрофа?
  • На какой скорости произошла авария?
  • На какой скорости произошел удар?
  • На какой скорости произошло столкновение?
  • На какой скорости произошло ДТП?

Ответы людей распределились следующим образом (миль в час):

  • Катастрофа — 40.8
  • Авария — 39.3
  • Удар — 38.1
  • Столкновение— 34.0
  • ДТП — 31.8

(понятное дело, что передать точно оттенки слов довольно сложно, но мы старались. — прим. пер.)

Воспоминания свидетелей изменились в зависимости от использованного слова.

Она подняла ставки, спросив тех же людей, видели ли они на видеозаписи битое стекло. На самом деле, никакого битого стекла там не было.

Достаточно легко догадаться, что люди, смотревшие фильм про «катастрофу», не могли не «вспомнить» разлетающиеся осколки окон, да и вообще, люди из каждой группы быстренько создали ложные воспоминания о битом стекле.

После этого эксперимента были проведены еще сотни различных исследований эффекта дезинформации, которые показали, что людей можно заставить выдумать все, что угодно. Отвертки превращались в гаечные ключи, белые люди — в чернокожих и так далее.

Исследования показали, что можно заставить вас поверить, что родители забыли вас в магазине, когда вы были маленькие, даже если ничего подобного с вами не происходило.

Лофтус даже удалось убедить людей, что они обнимались с Багз Банни, когда были в детстве в Диснейленде.

Существует множество объяснений, почему так происходит, но, тем не менее, эффект точно установлен и даже может быть предсказан.

Все ученые сходятся в одном: воспоминания не записываются, как видео, и не хранятся, как файлы на винчестере. Каждый раз они создаются и собираются заново, как домики из «Лего».

Каждый раз, когда вы пытаетесь вспомнить какое-либо событие, вы создаете его с нуля, и чем больше времени прошло с тех пор, тем больше вероятность, что вы исказите какие-либо факты. Даже мельчайшее вмешательство в этот процесс может заставить вас исказить факты самым невероятным образом.

Уже несколько десятилетий Лофтус выступает против использования свидетельских показаний, а также критикует психологов, утверждающих, что могут помочь клиентам вспомнить вытесненные воспоминания о детстве.

Помните, как только что вам показалось, что вы видели «штору» в перечне предметов, относящихся к теме «окно». Мы подсадили вам ложное воспоминание совершенно беспрепятственно.

Вы вообще уверены, что там была «штора»?

Источник.

Почему теряются детские воспоминания?

Ученые выявили механизм, препятствующий сохранению воспоминаний о раннем детстве.

Для ученых долго оставалось загадкой, почему люди способны формировать воспоминания уже в раннем детстве, но потом им не удается вспомнить практически ничего из этого периода — феномен, получивший название «инфантильная амнезия». Эксперименты на грызунах позволили найти ответ: оказывается, новые клетки, активно формирующиеся в юном мозге, разрушают уже сложившиеся воспоминания.

Новые клетки появляются в мозге млекопитающих постоянно, но в младенчестве скорость этого процесса, называемого нейрогенезом, наиболее высока. В самом начале жизни активность в гиппокампе — области мозга, ответственной за формирование воспоминаний и обучение — также очень высока. Обычно высокий уровень этой активности сопровождается улучшением памяти, но сверхвысокие темпы нейрогенеза у детей дают противоположный эффект.

Для подтверждения своих предположений ученые увеличили скорость нейрогенеза у одной группы мышей (такой эффект дают пробежки в колесе и определенные медицинские препараты) и замедлили — у другой. Оказалось, что молодые мыши с замедленным нейрогенезом отличались лучшей способностью к запоминанию, чем те, у который образование новых клеток мозга было ускорено.

Для других видов грызунов, морских свинок и дегу, которые рождаются с более зрелым мозгом, чем мыши, инфантильная амнезия не характерна, но когда ученые увеличили скорость нейрогенеза у этих животных выше нормального уровня, морские свинки и дегу также продемонстрировали потерю ранних воспоминаний.

Исследователи считают, что тот же самый механизм несет ответственность за инфантильную амнезию у людей. Ранее выдвигались предположения, что причиной потери ранних воспоминаний служит недостаток речевого и эмоционального развития у младенцев. Новое исследование, возможно, не опровергнет эту теорию, но оно впервые описывает физиологический механизм подавления воспоминаний.

Источник: Журнал "Популярная Механика".

Психология памяти.

Почему наш мозг использует различные инструменты, чтобы помнить различные события и вещи?

Мэтью Сэкстон предлагает взгляд психолога на память.

Память лежит в основе каждой мысли, которую мы когда-либо имели, и всего, что мы когда-либо изучили прошли или сказали. Память лежит в основе познавательной психологии - отрасли психологии, которая имеет дело с умственной деятельностью и её влиянием на поведение человека. Большинство из нас считает память само собой разумеющимся инструментом до того момента, когда мы терпим неудачу в попытке что-то вспомнить, или вообще напрочь забываем что-то. Психологи говорят о различных видах памяти: сенсорная память, рабочая память и долгосрочная память.

Раз, два, три – продано.

Сенсорная память - прямая тропа к уму. Это впечатление, которое возникает в мозгу и длится только долю секунды прежде, чем исчезнуть навсегда. Вообразите, помнили ли Вы абсолютно все, что Вы видели или слышали? Каждую секунду миллионы стимулов бомбардируют Ваши чувства. Вы были достаточно быстро придавлены слишком большим объемом информацией. К счастью мы помним только те вещи, которые захватывают наше внимание и обрабатываются в рабочей памяти.

Тараторить.

Люди, которые говорят очень быстро, склонны иметь большой рабочий объем памяти. Даже когда мы сильно ограничены с точки зрения хранения большого количества информации, мы можем продолжать работать и держать в памяти что-то еще. Когда мы должны запомнить новый номер телефона, без помощи ручки и бумаги, мы используем нашу рабочую память. Когда дело доходит до запоминания слов, мы можем запоминать за раз такое количество новых слов, которое мы обычно говорим, приблизительно за две секунды. Люди, которые говорят очень быстро, склонны иметь высокий рабочий объем памяти, потому что они могут упаковать больше слов в те две секунды, чем медленно говорящие.

Мгновенный поиск.

Даже в рабочей памяти информация исчезнет, если она не будет перенаправлена на постоянный склад, известный как долгосрочная память. Но как только это там, мы уже не можем свободно и когда захотим выводить её. Мы все не раз испытывали затруднения, вспоминая чье-то имя или ответ на легкий вопрос в викторине. Психологи установили, что новые воспоминания могут смешиваться со старыми, заставляя нас полагать, что что-то произошло, хотя фактически этого никогда не было. Это открытие очень важно для уголовных расследований, когда свидетели пытаются вспомнить важные события. Это свойство также имеет большое значения для случаев восстановления реальных событий из прошлого, например, когда взрослые, которые ранее думали, что у них было нормальное детство, начинают вспоминать травмирующие события, такие как сексуальное насилие.

Доктор Мэтью Сэкстон - лектор по психологии Вестминстерского университета в Лондоне.

  • Мысль дня +

    Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз. Томас Эдисон.
  • Интересный факт +

    Люди, которые говорят очень быстро, склонны иметь большой объем рабочей памяти. Read More
  • 1

Свежайшее:

Три лица жертвы — Треугольник Карпмана.

Социальная психология2015-05-29 07:57:33

Read more

Как защитить свою психику. Методы психологической защиты.

Образ жизни2015-05-29 07:53:49

Read more

"Игры разума" в голове невротика.

Образ жизни2015-05-29 07:50:15

Read more

Толерантность к унижению.

Социальная психология2015-05-29 07:42:55

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №3)

Социальная психология2015-05-29 07:19:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №2)

Социальная психология2015-05-29 06:57:29

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер.

Социальная психология2014-09-18 11:31:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №1)

Социальная психология2014-09-18 11:30:31

Read more

Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме.

Эволюция и развитие2014-08-27 12:17:34

Read more

Мозг мужчины и мозг женщины.

Нейропсихология2014-08-27 11:05:05

Read more

Коллега, страдающий нарцисизмом.

Социальная психология2014-08-27 11:00:48

Read more

Разница между опытом и памятью. Два ваших Я в любой момент времени.

Бизнес и карьера2014-08-26 14:55:32

Read more

Сила воли — это конечный ресурс.

Социальная психология2014-08-26 10:32:01

Read more

Влияние установок на личные воспоминания.

Социальная психология2014-08-26 09:57:47

Read more

9 законов счастливых отношений.

Отношения и семья2014-08-25 17:56:20

Read more

Золотые правила родителя.

Отношения и семья2014-08-25 14:05:32

Read more

"Почему я одинока?" Причины одиночества у женщин.

Отношения и семья2014-08-25 13:03:23

Read more

Я слепой — а на улице весна…

Социальная психология2014-08-25 12:47:57

Read more

Интересные факты о любви.

Отношения и семья2014-08-24 14:34:26

Read more

Какие слова не стоит говорить маленькому ребенку.

Отношения и семья2014-08-24 10:12:51

Read more

Агрессивное поведение – триггеры и причины.

Социальная психология2014-08-23 19:20:25

Read more

Эксперимент Аша. Мнения окружающих и социальное давление.

Социальная психология2014-08-22 13:19:23

Read more

Как распознать манипулятора и разорвать с ним связь.

Социальная психология2014-08-21 18:20:21

Read more

Что толкает нас на ложь.

Социальная психология2014-08-19 19:17:04

Read more

«Если твоё желание не исполняется, значит оно ещё не оплачено».

Бизнес и карьера2014-08-18 18:15:40

Read more
  • Запахи и воспоминания

    Почти каждый испытывал в жизни это чувство, когда слабый аромат чего-то поднимает в памяти давно забытые моменты прошлого из глубин подсознания. Часто мы забыли об Read More
  • Чувственные (сексуальные) сигналы

    Человеческие феромоны являются горячей темой научных исследований. Они не имеют запаха химических веществ, позволяющих инструменту обоняния почувствовать их носом. Некоторые ученые полагают, что понимание этой Read More
  • Психология памяти

    Память лежит в основе каждой мысли, которую мы когда-либо имели, и всего, что мы когда-либо изучили прошли или сказали. Память лежит в основе познавательной психологии Read More
  • Нейропсихология

    Нейропсихология, изучающая взаимосвязи между человеческим мозгом и поведением. Классический способ изучения функций мозга - изучение пациентов с различными формами повреждений мозга, такие как: травмы головы, опухоли Read More
  • 1
  • 2