Беспомощность - привычка к неибежности. Эксперимент с собаками.

Каждый год Американская психологическая ассоциация присуждает премию тому психологу, который добивается выдающихся научных достижений в течение первых десяти лет своей работы.

Мартин Е.П. Селигман получил ее в 1976 году за теорию выученной беспомощности, а Лин Абрамсон  – в 1981 за дальнейшее развитие этой теории. Такая высокая оценка работ Селигмана не удивляет, поскольку в той или иной степени чувство беспомощности (как и ощущение неуверенности) знакомо каждому.

Открытие выученной беспомощности

Мартину Селигману удивительно повезло – уже на заре своей карьеры, в 1964 году, будучи молодым выпускником университета, он сумел сделать наблюдение, которое заложило основу одной из самых известных психологических теорий, дающих объяснение неуверенности в себе и беспомощности.

Это его наблюдение тем более весомо, что все выводы, которые привели в конце концов к возникновению стройной теории, детальным образом обоснованы и проверены в многочисленных экспериментах.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств, Селигман оказался в одной из известных психологических лабораторий Пенсильванского университета.
Руководитель лаборатории – Ричард Соломон в то время проводил серию экспериментов над собаками по схеме классического условного рефлекса И.П.Павлова.

Идея эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого их, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук также, как они раньше реагировали на электрошок – будут выскакивать из ящика и убегать.

Но собаки этого не делали! Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака! Вместо того, чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей!
Селигман предположил, что причина может состоять в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока – и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности.
Селигман решил использовать павловскую схему для того, чтобы экспериментально изучить природу беспомощности, понять причины ее возникновения, и таким образом найти пути ее преодоления.
Вместе с другим молодым аспирантом – Стивеном Майером – он разработал схему эксперимента, названного им триадным, предполагавшим участие трех групп животных. В данном случае Платон дороже высказанной «истины» о триаде. Вот как сам Селигман описывает схему этого эксперимента:
«…Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение. Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.»
Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интесивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.
С третьей группой собак ничего не делали. Это была контрольная группа. После такого рода «тренировки» все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.
Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы.
Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.
Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.
Уже первые эксперименты Мартина Селигмана получили широкую известность, были опубликованы солидными психологическими журналами.
Прекрасное объяснение необъяснимому с точки зрения теории условного рефлекса факту, стройный эксперимент в обоснование выдвинутой гипотезы, первое научное признание – таково было начало карьеры молодого ученого.
Развитие теории: с людьми бывает то же самое…

Не секрет, что возможность непосредственного применения результатов, полученных на животных, к объяснению особенностей поведения человека до сих пор вызывает большие сомнения. Конечно, эти сомнения возникли и у Селигмана, у его коллег – психологов.
Дональд Хирото, молодой американский психолог, в 1971 году попытался проверить, работает ли механизм, обнаруженный Селигманом, у людей.
Хирото придумал следующую схему эксперимента. Сначала он предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была – искомая комбинация существовала. У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали – неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента. Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук. Если испытуемые касались противоположной стенки – звук прекращался. Эксперименты Хирото доказали две важные вещи.
Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения. Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию. Они даже не пытались выключить звук – просто сидели и ждали, когда все кончится.
Два важных факта состояли в том, что у людей существует механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации.

Влияние беспомощности на продолжительность жизни человека

Новые результаты получили Эллен Лангер и Джуди Роден. Они работали с людьми преклонного возраста в частной лечебнице и и имели возможность кое-что изменить в жизни пожилых людей. На двух разных этажах они дали старикам две почти одинаковые инструкции, различающиеся лишь по степени, в которой старики могли что-либо изменить в окружающей их действительности.
Вот инструкция, которая давала людям право выбора: «Я хочу, чтобы вы узнали обо всем, что можете делать сами здесь, в нашей клинике. На завтрак вы можете выбрать либо омлет, либо яичницу, но выбрать нужно вечером. По средам или четвергам будет кино, но записываться нужно будет заранее. В саду вы можете выбрать цветы для своей комнаты; можете выбрать, что хотите, и унести к себе в комнату – но поливать его вы должны будете сами».
А вот та, которая лишала их возможности влияния, хотя и реализовывала идею абсолютной заботы о стариках: «Я хочу чтобы вы узнали о тех добрых делах, которые мы делаем для вас здесь, в нашей клинике. На завтрак бывает омлет или яичница. Омлет мы готовим по понедельникам, средам и пятницам, а яичницу – в остальные дни. Кино бывает вечером в среду и четверг: в среду – для тех, кто живет в левом коридоре, в четверг – для тех, кто в правом. В саду растут цветы для ваших комнат. Сестра выберет каждому по цветку и будет за ним ухаживать».
Таким образом, получалось, что обитатели одного из этажей дома престарелых могли сами распоряжаться своей жизнью; на другом же этаже люди получали те же блага, но без возможности влиять на них. Через восемнадцать месяцев Лангер и Роден вернулись в лечебницу.
Они установили, что группа с правом выбора оказалась более активной и счастливой, судя по специальным оценочным шкалам. Они также обнаружили, что в этой группе умерло меньше людей, чем в другой. Этот поразительный факт свидетельствовал, что возможность выбора и контроля ситуации могут спасать жизнь, а беспомощность, возможно, способна убивать…

Что такое «Выученная беспомощность»?

Итак, Мартин Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда нам кажется, что внешние события от нас не зависят, и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить.
Если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации, то значит – налицо «выученная беспомощность».
Очень непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить как бы своей собственной жизнью, стала сама управлять нашим поведением.
Опыт неконтролируемых последствий у животных и людей закономерно приводит к пессимизму и депрессии, к снижению стремления предотвратить трудные ситуации или активно овладевать ими.
Ответственны за возникновение этого не столько неприятные или болезненные переживания сами по себе, сколько опыт их неконтролируемости.
Именно этим объясняется тот факт, что относительно позитивных последствий Селигман получил схожие результаты. Интенсивное поощрение, возникающее вне зависимости от действий испытуемых – точно так же, как и наказание – приводит к потере инициативы и способности к конкурентной борьбе.

Беспомощность у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий внешнего мира

Уже в раннем детстве – в младенческом возрасте человек учится контролю над внешним миром. Помешать этому процессу могут три обстоятельства:
1. полное отсутствие последствий (депривация),
2. однообразие последствий или же
3. отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями.

Отсутствие последствий

Пример: Женщина обращается к психологу с просьбой помочь. Ее уже взрослый сын ничего не желает делать. Семья довольно обеспеченная, у каждого из супругов свой бизнес, сыну они тоже ни в чем не отказывают. Чтобы помочь сыну стать на ноги, отец зарегистрировал для того собственную фирму с поставленным уже бизнесом.
Нужно только работать. Но сын и этого не хочет! Он либо сидит весь день дома, либо, что еще хуже – берет машину и отправляется проведывать своих дружков. В общем, делом заниматься не хочет – у него нет к нему никакого интереса.
Психолог предлагает попробовать изменить кое-что в отношении к сыну (а сыну уже 26!). Изменить последствия, которые имеют его действия.
Отобрать машину и отдать тому, кто ведет дела в фирме. Вернуть машину, если он займется делами фирмы. Выплачивать ему в фирме зарплату в точном соответствии с рабочими часами, которые он там проведет.
Если управление фирмой не даст нужных результатов – продать ее или забрать себе в управление. Но в этот момент – перестать платить зарплату. Спустя два месяца сын начал вести дела фирмы сам и купил себе на заработанные в удачной сделке деньги собственную машину, чтобы не зависеть от родителей.

Однообразие последствий 

Опасность  однотипности последствий состоит в том, что ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение, получает совершенно одинаковые (безразлично, приятные или неприятные) последствия, точно так же теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и ребенок, вообще никакой обратной связи не получающий.
Пример: Девочка Саша ходит в первый класс с большой охотой, ей все в школе нравится. Но вдруг родители замечают, что интерес стремительно улетучивается, ребенок не хочет делать уроки, с неохотой идет в школу. Ребенка как бы подменили. Лишь случайно родители узнают, что в классе появился новый учитель, который часто ставит четверки и требует выполнять работу над ошибками.
Сначала Саша это делала охотно, поскольку сама видела эти ошибки и знала, как их можно исправить. Но новый учитель даже после прекрасно выполненной повтороно работы все-равно ставит четверку. С его точки зрения это – справедливо. Ведь ошибка-то была допущена.
Саша очень расстроена. Для нее исчез всякий смысл исправлять ошибки. Как бы хорошо она не работала над ошибками – все равно оценка не улучшается.
Мотивация к учебе стремительно, в течение двух-трех дней, исчезает. Родителям, к счастью, удается убедить учителя поощрять ребенка, но интерес к школе восстанавливается очень и очень медлено.
Есть еще одна форма беспомощности, возникающей по причине однообразия последствий.
Ребенок или взрослый, который, совершая разные – хорошие и плохие, добрые или злые действия, знает, что все равно его родители (или его статус) защитят его от неприятностей, оказывается беспомощным в такой же степени, как и тот, кто наталкивается на массивную критику, что бы он не делал.
Если приблизить эти результаты к реальной жизни, то беспомощность возникает тогда, когда человек (ребенок), пытающийся решить некоторую поведенческую проблему, не находит никакой системы в том, как реагируют окружающие на его действия, и никто ему не помогает обнаружить эту систему.

 Асинхронность

Третья причина беспомощности может состоять в том, что между действиями и последствиями проходит так много времени (асинхронность во времени), что невозможно связать реакции окружения с теми или иными собственными действиями.
Порка по пятницам, разнос по понедельникам, выдаваемая случайно и довольно редко зарплата, все это – последствия, которые асинхронны во времени с их причинами. В этом случае зарплата перестает ассоциироваться с результатами труда, критика родителей – с ошибками, допущенными в домашнем задании.
Итог тот же.

Профилактика беспомощности

Выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем лечить: родители должны обеспечить и показать ребенку возможности контроля над внешней средой, должны предоставлять ему синхронную и разнообразную обратную связь – разную в ответ на разные его действия.

Обозначим основные принципы поведения, которые помогают другим избежать беспомощности, своего рода рекомендации по ее профилактике

Эти принципы уже многократно опробованы участниками тренинга для родителей и абсолютно безопасны в применении.
Повредить ребенку они не могут, хотя, вероятно, и будут означать изменение вашего привычного автоматизированного, а потому и самого легкого, способа взаимодействия с другим человеком.

Итак:

Последствия должны быть

Если жизнь стала однообразна и скучна, то зачем же она нам такая? Познакомьтесь сами и познакомьте партнера с разными сторонами реальности, покажите ему, что именно он (она) может жить и по другому. Предоставьте возможность другому самому найти нужные ему последствия.
Не только окружающая среда, но и вы сами создаете последствия. Постарайтесь чаще бывать с ребенком, мужем, женой, сотрудниками – самим собой и своей речью восполнить дефицит последствий.

Последствия должны быть разнообразными

В ответ на разное поведение ваших сотрудников, вашего ребенка или супруга, вы теперь ведете себя разным способом.
Вы злитесь, если он что-то сделал неправильно, радуетесь, если поступки партнера вам приятны, и – вы проявляете свою радость или злость, все многообразие ваших чувств, стараясь указывать точно, с каким именно поведением эти чувства связаны.
Не ограничивайтесь обнародованием взысканий, пусть даже – и разнообразных взысканий.
Дополните «перечень штрафов» «перечнем поощрений». Старайтесь уравновесить баланс хороших и плохих действий балансом хороших и плохих последствий.

Промежуток времени между поведением и последствиями должен быть минимальным

Не оттягивайте с реакцией, реагируйте тотчас же и разнообразно.
Особенно это важно в случае экстремального поведения, необычно хорошего или необычно плохого.

Случайные реакции лучше постоянных

Действительно, достаточно глупо выглядят попытки постоянно сопровождать любое поведение партнера своими реакциями. Это и не нужно.
Множество специально организованных исследований показали, что несистематические и случайные последствия лучше действуют, чем постоянные.
Спустя некоторое время ваш партнер сам научится видеть последствия – без вашей помощи. Помогайте ему в этом время от времени.

Управление эмоциями.

Вы хотите управлять эмоциями? Тогда вам сюда. Конечно, в данной статье мы не сможем подробно разобрать все техники работы с эмоциями, их существует сотни. Наша задача помочь вам сориентироваться и выбрать наиболее подходящую для вашего темперамента. Более подробно, в конце, мы остановимся на одной уникальной технике, которую вы едва ли где-нибудь найдете, на наш взгляд это самая продвинутая техника, надеемся она вам понравится.

Сразу же обозначим главную тему – эффективны все техники управления эмоциями. Вопрос в том, что вам нужно - сиюминутный успех или жизнь в целом? Одни техники дают легкую тактическую победу, но могут привести к проигрышу всего сражения, другие техники требуют значительного напряжения, но в конце дают стратегическое преимущество. Все техники делятся на четыре основных категории:

- Подавление

- Отреагирование

- Трансформация

- Аутентификация

Различие этих четырех групп в балансе тактических и стратегических преимуществ.

На сегодняшний день не существует внятного определения - что такое эмоция? Поэтому легче их перечислить, чем давать ничего не значащие наукообразные формулировки. Эмоции это: страх, гнев, робость, тоска, восторг, радость, ревность, злость, боль, раздражение.

Эмоция – это состояние, возникающее на то или иное событие. Однако, важнейшей особенностью эмоций является, то, что они способны проявляться по отношению к ситуациям и событиям, которые реально в данный момент не происходят, а существуют только в виде памяти или будущих ожидаемых ситуациях. Например, страх может возникнуть, только от одной мысли о предстоящей встрече с начальником, или от воспоминания о прошлой автомобильной катастрофе. Но все-таки, в основном, это по поводу происходящего здесь и сейчас – выяснение отношений, конфликты, претензии, ответственные выступления, угроза жизни и прочее.

I. Подавление

Этому способу учиться не нужно, все мы с детства в совершенстве овладели техникой подавления эмоций. В обществе негласно установлен запрет на открытую манифестацию своих эмоций, особенно негативных. Не плачь – ты же мужчина. Не ори ты так – ты же девочка. Ах, отстань, ну что лезешь со своими чувствами, мне и без тебя тошно. Мне из-за тебя стыдно перед людьми! И т.д.

Детей систематически одергивают; требуют культурного поведения; игнорируют проявление чувств; сексуальность подавляется, порицается, наказывается; душевные откровения высмеиваются и позорятся; плюс насильственная ориентация на таланты, гениев, героев. В результате формируется соответствующая модель эмоционального поведения - молчать, скрывать, терпеть, носить маску. Иначе просто не выжить.

Легким движением воли эмоции подавляются … подавляются эмоции … эмоции превращаются в элегантные … пардон, небольшая техническая неполадка. Да, действительно иногда эмоции подавить не удается, но это исключения, небольшие технические неполадки. В большинстве случаев эмоции превращаются в …, а вот здесь начинается самое интересное и самое печальное во всей этой истории.

Нам кажется, что эмоция вот она была, а вот я «взял себя в руки» и она исчезла. Мы же знаем, что вот пыль на столе есть, взял стер и нет ее. Так же пытаемся регулировать свои состояния в убеждении, что эмоция это вещь, которой можно распоряжаться. Да, нет, эмоция это не вещь, это ваше «Я», оно живое, оно проявляется, как река, которая вечно вытекает из источника и вечно впадает в море. Можно, конечно, соорудить плотину, но рано или поздно водохранилище переполнится, и вода пойдет через край или проложит себе другое русло. Все это происходит внутри вас, в вашем теле.

Если «вода пойдет через край» - это знаете, когда всю жизнь терпишь, терпишь, а потом вдруг ощущаешь, что рука стала тяжелая, тяжелая, а слова такие жесткие, жесткие и достается часто даже не тому, а кто под руку подвернется …, а потом запоздалое раскаянье, но поезд ушел.

Если «река проложит другое русло» то начнутся депрессии, неврозы, всякие там диареи и экземы и даже инфаркты. Потому что новое русло, это совсем не та жизнь, которую вы хотели, вам там плохо в этой «жизни», страдает сердце, разрушается тело. Три четверти проблем у человека от подавленных эмоций. Кстати, транквилизаторы и антидепрессанты, подавляют эмоции!

И вот психологи нашли выход.

II. Отреагирование.

И правила приличия соблюсти и себя любимого, любимую не забыть.

Эмоция ведь держится достаточно долго, часы, дни и даже годы прежде чем угаснет (вернее соматизируется во что-то другое). В это время, пока еще накал гнева или раздражения держится, можно найти подходящее место и время и отреагировать, так сказать, без ущерба, потому что на начальника орать не стоит - боком выйдет, а в лицо матери высказать может быть боязно. А иной раз и ненаково реагировать, когда вдруг обнаруживаешь … переписку, например, и становится ясно, что …

Способов отреагирования много. Можно подушку бить – это хороший способ (серьезно); можно в воду голову опускать и орать (ну, что вас достало, то и орите, кстати, практически неслышно для окружающих) – вода эффективно забирает боль и успокаивает; прекрасная техника – «пустой стул» (на котором сидит ваш оппонент); спортивные нагрузки – тоже очень хорошее средство.

Активная арт-терапия (изобразить ситуацию, свое состояние) позволяет дать конструктивный выход отрицательным эмоциям, выразить, объяснить и переработать подавленные переживания. В качестве пассивной арт-терапии можно посмотреть фильм на события аналогичные вашим, или послушать соответствующую музыку. Самое доступное – это поделиться с кем-то своими проблемами, тоже наступает своеобразная разрядка и облегчение.

Проблема в том, что косвенное отреагирование помогает выпустить пар, но проблема не решается. Раздражение возникает на начальника, а вымещается на подушке, обида на отца, а вымещается на его фотографии. Разрядка, да, происходит, но проблема не решается. Дальше придется все время увеличивать дозу отреагирования, а эффект станет все меньше и меньше.

Есть прямое реагирование. Набраться смелости - и в лицо обидчику высказать все, а может и по лицу. Вообще-то это лучше, чем косвенное отреагирование. По крайней мере, веры в себя прибавляется и уважения. Но и здесь мы имеем событие и эмоциональное состояние, как бы мы его не отреагировали, все равно остается осадок, потому что негативные эмоции ни при каком раскладе пользы нам не приносят. Год за годом они накапливаются в виде мышечных зажимов и коротких замыканий в нейронной сети и подтачивают силы организма. Раз в морду, два в морду, три в морду – а, жизнь то проходит.

Удивительно, но есть рядом с вами люди, которые в той же самой ситуации (мы ведь все живем в одном мире), не реагируют эмоционально (негативно). Значит, они или толстокожие или знают какой-то секрет? Скорее всего, ни то, ни другое, просто у них нет сценария реагирования на данные ситуации, а у вас есть.

В самом начале мы определили. Эмоция – это состояние, возникающее на то или иное событие, но для того, чтобы возникло состояние, необходим сценарий. Цепочка событийно-образно-нейро-гуморальных реакций. Свои сценарии мы пишем в детстве, что называется с белого листа, а потом всю жизнь проигрываем один и тот же сценарий, с небольшими поправками на те, или иные обстоятельства. Подавление эмоций только усиливает сценарий, отреагирование меняет финал – в конце вместо «Падения Трои» разыгрывается «Восстание Спартака», но сам сценарий останется похожим на то, что было, действующие лица те же. Будет разыгрываться «восстание Спартака» раз за разом, снова и снова, а жить то когда?

Мы поставили задачу научиться управлять эмоциями – идем дальше, будем учиться избавляться от сценариев в принципе. На этот счет есть техники трансформации.

III. Трансформация.

Эта группа техник построена на различных когнитивных принципах.

А. Анализ и изменение, мыслей, убеждений, образов, возникающих по поводу той или иной негативно-эмоциональной ситуации. Действительно, в каждой ситуации есть, как свои потери, так и приобретения, важно извлечь позитивный опыт, плюс понять, что наказания без вины не бывает. Можно, конечно, спорить о соразмерности вины и наказания, но факт остается фактом. Развивается понимание диалектики окружающего мира, определенной неизбежности негативного опыта. Позитивный опыт используется для фундаментирования новой более сильной личности свободной от повторения ошибок.

Б. Есть и такая техника, как мысленное высмеивание своего оппонента, представление его в смешном или нелепом виде. Например, представить начальника голым или сидящим на горшке, да и вообще жаль человека, ведь как мучается, власть тяжелая штука. Впрочем, можно сосредоточиться на богатстве его мимики.

В. Неплохо помогает проанализировать свои притязания и ожидания. Реалистичные ожидания однозначно снижают уровень эмоций. Действительно, если все в порядке, откуда бы могут взяться эмоциям. Также полезно сравнить себя с людьми, попавшими в намного более худшую ситуацию, вспомнить примеры из истории известных людей.

Г. Хорошо работает техника «пяти колонок». Письменно отработать позиции: 1. Эмоциогенная ситуация. 2. Название самого чувства. 3. Предметное содержание чувства - мысли, его сопровождающие. 4. Аргументы в пользу присутствующих мыслей и чувств. 5. Аргументы против.

Д. Мысленное погружением в угрожающую ситуацию: а) десенсибилизация - мысленное представление пугающих ситуаций в порядке нарастания интенсивности в сочетании с релаксацией; б) техника взрыва – представление страшной ситуации в течение 1-1,5 часов без релаксации, переживание интенсивного страха до его ослабления.

Е. Неплохой эффект дают различные аутогенные настройки, техника аффирмаций, самовнушения и телесно-ориентированные практики, например «Улыбка Будды». Также эффективны религиозные обращения, осознание своей миссии, смысла жизни.

Ж. Большой массив техник НЛП направлен на якорение различных состояний - выстраивается автоматизм реакций между различными частями личности. Работает это далеко не всегда и не у всех. В традиционном поле психологических типов аудиалы, визуалы, кинестетики в последние десятилетия стала развиваться принципиально новая формация людей, так называемых «дискретов», людей воспринимающих мир только через логико-символьные структуры сознания, для них НЛП действенно, для других нет.

И все-таки трансформации не решают вопрос регуляции эмоций полностью. Меняется сценарий, практически полностью, но действующие лица все равно остаются. Пан директор, пани кассирша, случайный подвыпивший прохожий, мальчик в коротких штанишках, девочка с бантами, теща из анекдота, змея разлучница, священник, стерва и т. д. Набор действующих лиц может быть различным, но как не перекраивай действие: «И тут выхожу я с американской улыбкой» - хоть маленький осадочек да останется, потому что мы люди разумные и обмануть себя не можем. Есть способ, как обнулить всех действующих лиц, тотально выйти из всех не только сценариев, но и ролей.

VI. Аутентификация.

Аутентификация является базовым методом интегральной психологии, другим психологическим школам данная техника практически не известна.

Когда ваше «Я» становится собой, то там кроме этого «Я» ничего не остается, нет больше никаких идентификаций, все, что происходит вокруг, вас не касается, потому что это не Вы. Вы перестаете быть кем-то - героем, жертвой, умным, глупой, нахалкой, шляпой, дебилом, рогоносцем, крутым и кем угодно. Вы становитесь «Я» - внутри покой, вам не о чем беспокоиться и эмоционировать. Вы спросите - ну, а что же делать, если тебя предали, изменили, обокрали? Что улыбаться и радоваться? Ну, может, радоваться вы не будете, но сможете спокойно без эмоций продолжить идти к своей цели, спокойно ляжете спать, а утро поприветствует вас прекрасным настроением.

И знаете, в чем тут главная фишка – когда вы перестанете эмоционировать, вас перестанут предавать, изменять, называть обезьяной, дебилом, хамить, унижать и прочее. Вас оставят в покое. Вас начнут уважать, потому что вы станете номинальным «Я», а не той невротической личностью, которая доказывают всем, что она «я», и психует, если кто-то обращается с ней не так, как ей хочется.

Итак, техника аутентификации:

Техника очень проста и вместе с тем сложна. Основное условие состоит в том, что выполнять ее нужно только в реальном времени, то есть, в действительной ситуации, когда возникла негативная эмоциональная перегрузка. Необходимо заранее отказаться от реагирования, что в некотором роде может быть похоже на подавление. На самом деле это не подавление, потому что эмоции дается полная свобода проявления, но вы при этом становитесь не ее жертвой, а внимательным наблюдателем, правильнее сказать, чувствователем. При обычном подавлении, вы что делали – не желая страдать, как бы душили эмоцию на корню, не давали плохому распространяться. Теперь даете, позволяете эмоции проявляться внутри вас в полной мере, уж боль так боль, уж гнев так гнев по полной программе, а вы их активно впитываете, чувствуете, как они протекают, где отдаются, во что превращаются. Раньше, когда вы подавляли эмоции, или отреагировали или анализировали постфактум, вы их по большому счету не чувствовали и не знали откуда они приходят и куда деваются, потому что вы были заняты сценарием тем ли другим ли, но сценарием и сопутствующими явлениями. Теперь, в технике аутентификации, вы будете проживать свои эмоции до мельчайших подробностей и сможете познать, соприкоснуться с самым ее источником. Это можно сделать только в настоящем времени, никакой анализ постфактум не может воспроизвести реальность, всегда будет интерпретация чего-то, а это не истина. Сохраняя внешнее спокойствие, подчеркиваем – сохраняя внешнее спокойствие, дайте эмоции захлестнуть вас по полной программе, но будьте не жертвой, а героем-исследователем, почувствуйте все, почувствуйте в полной мере. Прежде вы убегали от нее, заменяли на псевдочувствование, потому что любой сценарий, это не чувства, а реакции мозга – теперь вы будете проживать свою эмоцию.

Достаточно выполнить данную технику 3 раза (только, очень качественно) чтобы дойти до сути своей сценарной роли. Как только вы ее осознаете, вы легко выйдете из нее (если захотите). Достаточно увидеть и прочувствовать свою сценарную роль и сказать – НЕТ, чтобы раз и навсегда она перестала существовать в вашем «Я».

Сложность данной техники состоит в том, что перехватить сценарий очень сложно. Наоборот сценарий перехватывает ваше внимание. Ситуации случаются неожиданно, ваш оппонент еще не договорил слово, еще не довел жест, а сценарий уже включился. Даже если вы будете заранее готовиться, например, к болезненному разговору, с тем, чтобы вовремя включить аутентификацию - вот увидите, сценарная реакция будет захватывать вас врасплох, на мгновение отвлеклись, и уже поздно, эмоция бушует, но вы не успели войти в нее своим вниманием. Вас просто несет потоком, и вы не можете его исследовать. Вам придется много раз настраиваться, чтобы, упредить развертывание сценария, прежде чем получится, дальше уже будет легче.

Начните даже не с себя, начните с того, кто перед вами, с самого первого слова, произнесенного им или ей – почувствуйте, как оно коснулось ваших ушей, как превратилось во внутренний образ, как образ высек первую искру в вашем сознании, как вспыхнула эмоция …. Начните не с себя, а с того что перед вами, с первых буквSMSки, почувствуйте свои глаза, которые читают, пальцы, которые держат телефон, свои стопы, как они касаются пола; и вот буквы складываются в смысл, вот вспыхнула первая искра, проследите, откуда она пришла - она пришла уже не снаружи, а изнутри вашего «Я». Где живет внутри вас, тот огонь, который начал разгораться – смотрите на него, ощущайте, где он живет, как он живет, смотрите пока он не потухнет, и снова почувствуйте ваши глаза и пальцы, которые держат телефон, вот вы и мир вокруг – теперь вам легко будет выбрать то, что вы хотите, потому что вы все знаете.

Идите еще глубже, будьте в реальном времени, ощутите свое «Я», почувствуйте его вибрацию - оно живое, ваше Я живое, это не фабула сценария. Вот, что-то произошло, стресс, конфликт – ваше «Я» напряглось, возникла угроза, чего? Ощущайте внимательно, кто и что теряет? Честь, уважение, славу? Нужно обязательно ощутить, что теряется? Где теряется? Увидеть того, для кого происходит эта потеря. Что там вообще происходит в вашем «Я»? Строго говоря, достаточно один раз увидеть всю кухню происходящего, и вы сможете это прекратить, просто, сказав – этого больше не будет. Еще два раза нужно выполнить технику для закрепления.

Поздравляем, теперь вы знаете свое «Я», вы его обрели, а, следовательно, вы можете управлять своими эмоциями.

Если, после вашего решения «нет», эмоции будут повторяться, значит, вы не все увидели – продолжайте выполнять технику. Снова войдите в ситуацию, до того, как появились эмоции, перехватите сценарий, проживите свою эмоцию, как часть жизни; познакомьтесь с ней, загляните в глаза каждому действующему лицу, ощутите их не умом, а сердцем; внимательно следите, что происходит внутри вас. Нельзя же, в самом деле, считать себя взрослым человеком и не знать, что происходит в вашем «Я». Вот мне сказали - и я разозлился, вот он не пришел - и я заплакала. И что же тут вашего? Такая реакция у миллионов людей, все они в одном и том же сценарии. Их так научили, вас тоже так научили, но родились вы не такими. Можно ли считать заученные с чужой подачи действия вашим истинным «я»?

Стереотипы не являются истинным «Я». Если что-то в вашем сознании неуправляемо, значит, вы его не знаете. Все другие техники лишь меняют сценарий, но не дают возможности узнать себя. Только техника аутентификации, можно назвать ее также техникой погружения. Погружайтесь в себя, но не забывайте, все должно быть в реальном времени.

Игры разума.

1. Я был бы счастливее, если бы мне приходилось меньше трудиться.

Наш ум часто прибегает к этому аргументу, утверждая, что мы были бы счастливее, если бы не должны были работать. Мы представляем себе жизнь, полную развлечений, и обманываемся, думая, что от этого мы бы стали счастливее. Однако именно праздность часто является главной причиной скуки и депрессии. Мы – трудолюбивые, творческие создания. Мы должны решать задачи и совершенствоваться, чтобы быть счастливыми. Вложи свою душу в что-то значимое для себя, и ты увидишь, как поднялся твой градус счастья! 

2. Это не я, это все они.

Наш ум пытается заставить нас поверить в то, что причина нашего несчастья – в других людях: знакомых, супругах, родителях… Мы готовы разбрасывать обвинения налево и направо, как малыш разбрасывает игрушки в детском саду. Конечно, для «танго нужны двое» — как мы обвиняем других, так и они обвиняют нас. Тот момент, когда мы берем на себя ответственность за свою жизнь, послужит фундаментом истинного счастья.

3. Для того, чтобы быть счастливым, мне нужно открыть секрет счастья.

Секрет в том, что секретов счастья или успеха нет. Сколько бы ни убеждали нас книги, авторы и наш собственный ум, никаких секретных ключей от двери Простого Человеческого Счастья нет. Вы сами создаете картину своего будущего, формируете стратегию и затем настойчиво и усердно работаете над ее воплощением. Здесь нет коротких путей. Принятие этого факта продвинет вас по пути счастья намного дальше.

4. Если бы у меня было…

Наш мозг пытается внушить нам, что мы были бы счастливее, если бы у нас была другая работа, другой дом, другая машина… Нет ничего плохого в желании лучших вещей и обстоятельств, но это не делает нас автоматически счастливыми. Они могут временно поднимать настроение, но это все быстро проходит. Тот, кто хочет прочного счастья, должен осознать, что бочка желаний бездонна, и ее никогда не наполнить доверха. А истинное счастье идет изнутри… 

5. Я люблю то, что есть, и не хочу изменений.

Позволяя себе думать подобным образом, мы создаем все предпосылки для падения вниз. Жизнь — это путешествие в постоянные изменения. Какие-то из них мы контролируем, какие-то – нет. Сопротивление изменениям или попытка взять все под свой контроль обречены на провал. Изменения неизбежны. Вы должны принять это и научиться плыть в непрерывном потоке изменений. Способность к адаптации очень важна для счастья. 

6. Если не сегодня, значит – никогда.

Наш ум часто впадает в отчаяние и поддается разочарованию за несколько шагов от успеха. Настойчивость очень важна для достижения счастья. Никогда не позволяйте своему уму обмануть вас и принять свое поражение. Вы не знаете, что принесет вам завтрашний день. Только один день — это может быть все, что нужно для достижения вашей мечты. 

7. Я приму решение, когда точно буду знать, что делать.

Чем больше вы думаете, тем скорее вы заходите в тупик. Взвешивание рисков, анализ возможностей и принятие плана — важные факторы, но ничего не происходит до тех пор, пока нет решения и действий. Мы очень редко имеем полную информацию для принятия решений. Стоп сомнениям! Неудача — не конец света. Не позволяйте вашему уму увлечь вас в ловушку тотального анализа всего на свете.

8. Я знаю, что не должен, но…

Наш ум пытается обмануть нас, отрицая последствия наших вредных привычек. Особенно это касается вопросов здоровья. «Я знаю, что не должна курить, но это помогает мне похудеть». Или: «Я знаю, что не должен этого есть, но если я не могу наслаждаться жизнью, то зачем вообще жить». Проблемы со здоровьем — безусловно, это вызов счастью. Не позволяйте уму поймать вас в ловушку самооправданий и снисходительности к своим слабостям.

Способы обмануть свой мозг.

1. Процедура Ганцфелда

Процедура Ганцфелда является мягкой техникой сенсорной изоляции, которая впервые была предложена в экспериментальной психологии в 1930-х годах. Для этого эксперимента нужно настроить радио на помехи, лечь на диван и с помощью лейкопластыря прикрепить на глаза по половинке шариков от настольного тенниса. В течение минуты человек начинает испытывать галлюцинации. Некоторые люди видят лошадей, бегущих в облаках, другие слышат голос умершего родственника.
Всё дело в том, что наш разум зависим от ощущений и когда их становится очень мало, наш мозг начинает изобретать свои собственные.

2. Уменьшение боли

Если вы вдруг слегка поранились, посмотрите на поврежденную часть с помощью перевернутого бинокля — боль должна уменьшиться.

Учёные из Оксфордского университета в эксперименте продемонстрировали, что если смотреть на раненную руку через дальний конец бинокля, это визуально уменьшает размер руки, а также боль и припухлость. Это говорит о том, что даже основные ощущения, такие как боль, зависят от нашего видения.

3. Иллюзия Пиноккио

Для этого опыта нужно два стула и повязка на глаза. Человек с повязкой садится на заднее сиденье, направив взгляд на впереди сидящего человека. Затем тот, у кого завязаны глаза, протягивает руку и помещает ее на нос того, кто сидит впереди.

В то же время другой рукой он касается своего носа и начинает слегка поглаживать оба носа. Примерно через минуту больше 50% людей заявляют, что их нос удлиняется.

4. Обман мышления

Поднимите правую ногу на несколько сантиметров от пола и начните двигать её в направлении часовой стрелки. Пока вы это делаете, используйте указательный палец правой руки, чтобы нарисовать в воздухе цифру 6. Ваша нога начнет поворачиваться против часовой стрелки, и вы ничего не сможете с этим поделать.

Левая половина мозга, которая контролирует правую часть тела, отвечает за ритм и синхронность. Она не может справиться с работой двух противоположных движений в одно и то же время и сочетает их в одно движение.

5. Обман слуха

Этот трюк можно проделать с тремя людьми, один из которых будет подопытным, а другие два — наблюдателями. Также вам нужны будут наушники, присоединенные к двум пластиковым трубкам с двух сторон. Попросите испытуемого сесть на стул на равном удалении между двумя наблюдателями. Каждый наблюдатель по очереди говорит в трубку с соответствующей стороны. Слушатель в этом случае правильно определяет направление звука. Если же поменяться трубками и начать говорить, то слушатель запутается, и будет указывать противоположное от звука направление.

Слуховая локализация — это способность человека определять направление на источник звука. Слуховая система человека наделена ограниченными возможностями определять расстояние источника звука, и основывается на межзвуковой разнице во времени. Когда вы меняете трубки, то задействуется восприятие нейронов с противоположной стороны мозга, и человек не может определить источник звука.

6. Иллюзия резиновой руки

Больше десяти лет назад психологи обнаружили иллюзию, которая позволяет убедить человека в том, что резиновая рука является его собственной. Для этого опыта нужна резиновая рука или надутая резиновая перчатка, кусок картона и две кисточки. Поместите резиновую руку на стол перед собой, а свою руку спрячьте за картон. Попросите кого-то одновременно поглаживать настоящую и резиновую руку, используя одни и те же движения кисточками.
Через несколько минут у вас появится ощущение, будто искусственная рука стала вашей плотью. Если попросить другого человека ударить резиновую руку, человек почувствует беспокойство и боль, так как мозг убежден, что резиновая рука настоящая.

Несколько интересных фактов о гипнозе.

Тема гипноза давно стала популярной в неудачных фильмах, комиксах, телевизионных шоу и в мультсериалах вроде Скуби-Ду. К сожалению, это приводит к тому, что люди знают о гипнозе не по фактам, а из того, что создано для развлечения: развлекательные шоу сильно отличаются от того, что на самом деле представляет собой гипноз. Мы попытались приоткрыть ширму того, что стоит за гипнозом, чем он является и где же правда.

Гипноз — странное явление, большую часть которого составляет введение человека в такое состояние, при котором ему легче будет внушить то, что хочет внушить гипнотизер. Как оказывается, некоторые люди более подвержены гипнозу, чем другие. Ученые проводили исследования, которые показали, что некоторые люди не только более подвержены внушению под гипнозом, но и то, что эти люди получат намного больше от гипноза, чем те, которые не внушаемы. Важно заметить, что те же исследователи считают, что для тех, чей порог внушения достаточно высок, гипноз, скорее всего не поможет.

Гипноз на сцене

Как мы упомянули во вступлении, благодаря фильмам и сериалам большинство людей имеют о гипнозе абсолютно неправильное представление — что во время гипноза кто-то контролирует человека и заставляет его выполнять невероятные трюки перед зрителями. Это известно под термином «сценический гипноз» и применяется для развлечения: сценический гипноз является чаще всего дешевым трюком и зачастую перед выступлением заранее выбираются особо внушаемые люди. Подобная разновидность гипноза должна развлекать толпу и заинтересовать их, однако она не имеет ничего общего с предназначением настоящего гипноза.

Гипнотерапия

Основное применение гипноза известно под названием гипнотерапия — во время подобной терапии пациентам помогают избавиться от их вредных привычек или помочь преодолеть неприятные воспоминания. Гипнотерапия предназначена для того, чтобы изменить подсознание человека при помощи введения его в состояние, при котором он станет восприимчивым к внушению. Слово гипноз произошло от древнегреческого слова «сон», так как человек под гипнозом является одновременно и сосредоточенным и расслабленным. Хотя гипнотерапия признается некоторыми как законная и научно обоснованная практика, многие люди не доверяют ей и считают подобные приемы паранормальной нетрадиционной медициной.

Самовнушение

Вас может это удивить, но необязательно обращаться к гипнотизеру, чтобы быть загипнотизированным — достаточно просто обладать необходимыми познаниями, и тогда можно обойтись и своими силами. Существует явление, называемое самогипнозом, которое позволяет вам использовать свое подсознание таким образом, чтоб оно влияло на ваше поведение таким образом, которое недоступно вам на уровне сознания. Метод был придуман Эмилем Куэ, который написал книгу под названием «Умение владеть собой через сознание» (Self-Mastery Through Conscious), в которой описывается как можно заниматься самовнушением для достижения того же эффекта, как и от стороннего гипнотизера.

Индукция гипноза

Индукция гипноза это тот момент, когда человек погружается в гипноз. Если вы занимаетесь самогипнозом, это может быть запись вашего голоса, однако в основном индукция это те методы, которые вызывают гипнотический транс, во время которого человек внушаем. На сцене выполняется быстрая индукция, так как выступающий не обладает слишком большим временем до того момента, как люди потеряют интерес в выступлении. Вот почему на сцене обычно экспериментируют над людьми с высокой внушаемостью — если заранее проверить нескольких людей, которые будут присутствовать на выступлении, и выбрать самых внушаемых, процесс будет намного легче.

Память

Если ваши познания о гипнозе ограничиваются сценариями фильмом и телешоу, вы, скорее всего, ожидаете, что люди забывают о том, что случилось, пока они были загипнотизированы. В этом есть доля правда, но только если загипнотизированный человек хочет забыть об этом или если забыть его заставил человек, который его гипнотизировал. Как оказалось, эта память достаточно легко восстанавливается при помощи каких-то намеков, но внушаемый человек непреднамеренно блокирует воспоминания. Гипноз также часто применяется для восстановления подавленных воспоминаний, однако нет доказательств или возможности проверить, что воспоминания о похищениях инопланетянами или насилия над ребенком, восстановленных гипнозом на самом деле правдивы, или пациент сам их вообразил.

Применение в истории

Хотя гипноз, или, по крайней мере, популярное представление о нем, достигли популярности только недавно, на самом деле истоки он берет раньше, чем вы думали. Считается, что гипноз применялся в начале 1800-х годов в качестве анестезии — процедуры под названием анестезия гипнозом. Однако гипноз появился еще раньше, чем 19-й век. Как оказалось, гипноз в различных культурах встречался еще 3000 лет назад, когда его применяли древние египтяне, а также в каком-то виде гипноз применялся и древними греками.

Официальное признание

В 1950-х годах Американская медицинская ассоциация провела консилиум по психическому здоровью и признала применение гипноза в медицинских целях, так и в частности его пользу в психологии. Однако, как оказалось, ассоциация решила отменить свое утверждение в 80-х годах, решив, что они все-таки не считают гипноз эффективным медицинским приемом. Несмотря на это, многие гипнотизеры все еще продолжают утверждать, что гипноз одобрен медицинской ассоциацией, чтобы выглядеть более легитимно. Это их поведение обуславливается либо обычной ложью, либо тем, что они до сих пор не знают, что более 20 лет назад ассоциация перестала признавать гипноз — в любом случаем, гипнотерапевтам доверия это не добавляет.

Самоконтроль

Это, пожалуй, один из самых больших мифов о гипнозе — что гипнотизеры могут заставить вас что-то делать. Однако, как мы ранее заметили, гипноз это состояние внушаемости, и некоторые люди поддаются внушению легче, чем другие. Гипнотизер по сути это хороший психолог, и некоторые считают, что хороший гипнотизер заранее предупредит о том, что они не смогут заставить вас делать что-либо. Любое решение, принимаемое человеком в состоянии гипноза, это то, что он и так хотел сделать, и человек не будет делать что-либо, противоречащее его морали или вере. Гипноз стоит расценивать, как разновидность влияния коллектива — человек, может быть, задумается о чем-то, о чем он бы в нормальном состоянии бы и не подумал, но не сделает то, что ему не хочется делать.

Сознание

Хотя корень слова гипноз в переводе означает сон, на самом деле человек под гипнозом не находится в состоянии сна. Оказывается, что человек не только полностью контролирует свои действия во время гипнотического сна, но согласно исследованиям ученых — человек бодрствует на протяжении всего сеанса. Однажды опытный гипнотерапевт хотел провести эксперимент по отключению своих болевых реакций при помощи самогипноза во время операции (не советуем повторять это самостоятельно). Гипнотерапевт утверждает, что это сработало, и он не чувствовал боли, однако это всего лишь единичный случай, да и тот требует проверки. Тем не менее, это неплохая мысль, учитывая, что болевые ощущения работают таким образом, что в теории человек действительно может временно «отключить» свои болевые рецепторы.

  • Мысль дня +

    Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз. Томас Эдисон.
  • Интересный факт +

    Люди, которые говорят очень быстро, склонны иметь большой объем рабочей памяти. Read More
  • 1

Свежайшее:

Три лица жертвы — Треугольник Карпмана.

Социальная психология2015-05-29 07:57:33

Read more

Как защитить свою психику. Методы психологической защиты.

Образ жизни2015-05-29 07:53:49

Read more

"Игры разума" в голове невротика.

Образ жизни2015-05-29 07:50:15

Read more

Толерантность к унижению.

Социальная психология2015-05-29 07:42:55

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №3)

Социальная психология2015-05-29 07:19:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №2)

Социальная психология2015-05-29 06:57:29

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер.

Социальная психология2014-09-18 11:31:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №1)

Социальная психология2014-09-18 11:30:31

Read more

Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме.

Эволюция и развитие2014-08-27 12:17:34

Read more

Мозг мужчины и мозг женщины.

Нейропсихология2014-08-27 11:05:05

Read more

Коллега, страдающий нарцисизмом.

Социальная психология2014-08-27 11:00:48

Read more

Разница между опытом и памятью. Два ваших Я в любой момент времени.

Бизнес и карьера2014-08-26 14:55:32

Read more

Сила воли — это конечный ресурс.

Социальная психология2014-08-26 10:32:01

Read more

Влияние установок на личные воспоминания.

Социальная психология2014-08-26 09:57:47

Read more

9 законов счастливых отношений.

Отношения и семья2014-08-25 17:56:20

Read more

Золотые правила родителя.

Отношения и семья2014-08-25 14:05:32

Read more

"Почему я одинока?" Причины одиночества у женщин.

Отношения и семья2014-08-25 13:03:23

Read more

Я слепой — а на улице весна…

Социальная психология2014-08-25 12:47:57

Read more

Интересные факты о любви.

Отношения и семья2014-08-24 14:34:26

Read more

Какие слова не стоит говорить маленькому ребенку.

Отношения и семья2014-08-24 10:12:51

Read more

Агрессивное поведение – триггеры и причины.

Социальная психология2014-08-23 19:20:25

Read more

Эксперимент Аша. Мнения окружающих и социальное давление.

Социальная психология2014-08-22 13:19:23

Read more

Как распознать манипулятора и разорвать с ним связь.

Социальная психология2014-08-21 18:20:21

Read more

Что толкает нас на ложь.

Социальная психология2014-08-19 19:17:04

Read more

«Если твоё желание не исполняется, значит оно ещё не оплачено».

Бизнес и карьера2014-08-18 18:15:40

Read more
  • Запахи и воспоминания

    Почти каждый испытывал в жизни это чувство, когда слабый аромат чего-то поднимает в памяти давно забытые моменты прошлого из глубин подсознания. Часто мы забыли об Read More
  • Чувственные (сексуальные) сигналы

    Человеческие феромоны являются горячей темой научных исследований. Они не имеют запаха химических веществ, позволяющих инструменту обоняния почувствовать их носом. Некоторые ученые полагают, что понимание этой Read More
  • Психология памяти

    Память лежит в основе каждой мысли, которую мы когда-либо имели, и всего, что мы когда-либо изучили прошли или сказали. Память лежит в основе познавательной психологии Read More
  • Нейропсихология

    Нейропсихология, изучающая взаимосвязи между человеческим мозгом и поведением. Классический способ изучения функций мозга - изучение пациентов с различными формами повреждений мозга, такие как: травмы головы, опухоли Read More
  • 1
  • 2