Разница между опытом и памятью. Два ваших Я в любой момент времени.

Заблуждение: вы — единая личность и ваше счастье основывается на сути содержимого вашей жизни.

Истина: вы представляете собой несколько личностей и счастье основывается на удовлетворении всех их.

Вы когда-нибудь были настолько больны, что проводили неделю на диване?

Что вы можете вспомнить из этого периода?

В основном ничего, правильно?

В течение всей вашей жизни большие пласты жизненного опыта смешиваются с незначительными событиями и забываются. Иногда вы оглядываетесь вокруг и думаете: «Неужели уже март?!» или «Неужели я работаю здесь уже пять лет?!»

Чтобы понять разницу между опытом и памятью, вам нужно сначала уяснить кое-что про себя.

Ваши ощущения о себе ими и являются — ощущениями. Фикцией.

Личность, которую вы себе представляете — это всего лишь рассказ, сказка. Вы рассказываете ее себе и другим видоизменяя в зависимости от ситуации и в итоге эта история меняется в течение времени.

На данный момент полезно представить, что в вашей голове существует два Я в любой момент времени: текущий я и я из воспоминаний.

Текущий я — это ощущаемая жизнь в реальном времени. Это личность, которой были вы в своих ощущениях последние трех (или около того) секунд, и в течение последующих 30 секунд кратковременная память перемешает все эти ощущения и мысли.

Вы едите мороженое и оно вам нравится. Позже вы сможете вспомнить, как вы его пробовали. И спустя лет 5 у вас уже не будет ни единого воспоминания об этом событии. Но иногда, довольно редко, что-нибудь случается, что заставляет вас переместить память в долговременное хранилище.

Теперь вспомните все разы, когда ели мороженое. Как много настоящих воспоминаний у вас есть, которые не являются всего лишь фантазией? Как много историй вы можете рассказать о том, как ели мороженое?

Вспоминаемое Я составляется из этих случаев, которые попали в долговременное хранилище.

Когда вы воспроизводите свою жизнь в мозгу, уже не можете вернуть все вещи, которые когда-либо испытали. Вы можете вспомнить те вещи, которые перешли из опыта, кратковременной памяти, в долговременную.

Так что поедание мороженого — это не нечто, из чего строятся потрясающие воспоминания. Это всего лишь счастье на несколько минут. Маленькое удовольствие. Счастье, полученное этим опытом, быстро улетучивается.

Психолог Даниэль Канеман [Daniel Kahneman] может многое сказать по этой теме.

Он утверждает, что Я, которое принимает решения в течение жизни, обычно является как раз вспоминаемым. Оно проносит текущее Я вокруг в поисках новых воспоминаний, но основанных на старых.

Текущее Я имеет небольшой контроль над будущим. Оно может контролировать лишь несколько действий, таких как переместить руку подальше от горячей печки или поставить одну ногу перед другой. Изредка оно просит вас съесть чизбургер, или посмотреть ужастик, или поиграть в видеоигру.

Текущий Я счастлив от переживаемых событий. Ему нравится находиться в их потоке.

А серьезные решения принимает Я из воспоминаний. Оно счастливо, когда вы можете сесть и поразмыслить над собственной жизнью вплоть до текущего момента и прочувствовать содержание. Оно радуется, когда вы рассказываете людям истории о вещах, которые видели или делали.

Канеман предложил следующий мысленный эксперимент:

Представьте, что вы собираетесь в двухнедельный отпуск. В конце этого отдыха вы выпьете снадобье, которое сотрет все воспоминания за эти 2 недели.

Как это повлияет на ваше решение? Осознание того, что вы не вспомните ничего из того, что вы делали в течение этих двух недель?

Это жуткое ощущение, которое вы испытываете, думая об этом и является конфликтом между вспоминаемым Я и ощущаемым Я.

Ощущаемый Я может быстро выбрать, что делать. Секс, катание на лыжах, рестораны, концерты, вечеринки — все это делает вас счастливым непосредственно во время события.

Вспоминаемый Я не так уверен. Поехать в Ирландию и поглядеть на замки, или прокатиться из Нью-Йорка в Лос Анджелес и просто глядеть, что происходит вокруг.

Получается, основываясь на его исследованиях, есть два пути, по которым можно решить, счастливы ли вы или нет.

Текущий Я счастлив, когда происходят приятные вещи. Вспоминаемый Я счастлив, когда вы оглядываетесь назад на свою жизнь и вытаскиваете кучу позитивных воспоминаний.

Как Канеман отметил, двухнедельный отпуск может принести лишь пригоршню долговременных воспоминаний. Вы извлечете эти воспоминания как каждое по отдельности, так и все вместе, и используете, чтобы быть счастливым. Тут существует серьезный дисбаланс между временем, которое вы провели, чтобы создать эти воспоминания, и временем, которое вы провели, наслаждаясь ими в последствии.

Текущий я не любит сидение в комнате. Оно ощущает себя как в клетке. Оно же может делать что-нибудь веселое.

Вспоминаемый Я не любит, когда нет денег, чтобы сделать новые воспоминания. Так что он предпочтет усердно поработать и отложить удовольствие.

«Счастье — это нечто, что вы получаете, некая постоянная вещь. Оно постоянно вращается вокруг вещей, подобным маленькой грядке, цветы на которой растут и погибают на одном и том же стебле.
Однажды добившись счастья, оно не будет с вами навсегда. Вы же не печете пирог просто потому, что он сделает вас счастливым, и не будете печь еще один пирог, потому что вы уже испекли один или купили машину, о которой всегда мечтали.
Вы всегда хотели эту машину, вы ее получили, теперь вы счастливы навсегда… нет.»

— Мэйнард Кинан [Maynard Keenan]

Жизнь для вас и многих других — это конфликт между этими двумя Я из-за определения, как же лучше быть счастливым.

Исследования Канемана предполагают, что счастье не может быть полностью чем-то одним или чем-то другим. Вы должны быть счастливы в потоке времени, одновременно создавая воспоминания, к которым вы потом вернетесь.

Чтобы быть счастливым сейчас и довольствоваться потом, вы не можете только сфокусироваться на целях, потому что когда вы их достигните, ощущения закончатся.

Чтобы быть действительно счастливым, нужно удовлетворить оба своих Я.

Купите мороженое, но сделайте так, чтобы это было значимо, так, чтобы создались долговременные воспоминания.

Усердно работайте для денег на будущее, но делайте это таким образом, чтобы создавалось счастье в процессе работы.

Если вы живете ради текущего момента, для чистого удовольствие, то этот момент является всем тем, что вы больше всего ненавидите. Вы не сможете присесть на камень и рассказать какую-либо историю.

Но в то же время, если вы думаете, что счастье приходит в конце процесса, как некая заслуга, или статус, или собственность, то вы будете жалки как до, так и после этого изыскания.

Источник.

«Если твоё желание не исполняется, значит оно ещё не оплачено».

На задворках Вселенной находится один магазинчик. Вывески на магазине нет уже давно, её когда-то унесло космическим ураганом, а новую хозяин не стал прибивать, потому, что каждый местный житель и так знал, что магазин продаёт желания. Ассортимент магазина был огромен: здесь можно было купить практически всё.

Огромные яхты, квартиры в Москве, замужество, пост вице-президента корпорации, деньги, детей, любимую работу, большую грудь, победу в конкурсе, большие машины, футбольные клубы, власть, успех, колечки с бриллиантами и многое-многое другое. Не продавались только жизнь и смерть (этим занимался головной офис, который находился в другой Галактике).

Каждый пришедший в магазин (а есть ведь и такие желающие, которые ни разу не зашли в магазин, а остались сидеть на своей попе и желать) в первую очередь узнавал цену своего желания. Цены были разные.

Например, любимая работа стоила отказа от стабильности и предсказуемости, готовности самостоятельно планировать и структурировать свою жизнь, веры в собственные силы и разрешения себе работать там, где нравится, а не там где надо.

Власть стоила чуть больше: надо было отказаться от некоторых своих убеждений, уметь всему находить рациональное объяснение, уметь отказывать другим, знать себе цену (и она должна быть достаточно высокой), разрешать себе говорить «Я», заявлять о себе, несмотря на одобрение или неодобрение окружающих.

Некоторые цены казались странными: замужество можно было получить практически даром, а вот счастливая жизнь стоила дорого: персональная ответственность за собственное счастье, умение получать удовольствие от жизни, знание своих желаний, отказ от стремления соответствовать окружающим, небольшое чувство вины, умение ценить, то, что есть, разрешение себе быть счастливой, осознание собственной ценности и значимости, отказ от бонусов «жертвы», риск потерять некоторых друзей и знакомых.

Не каждый пришедший в магазин был готов сразу купить желание. Некоторые, увидев цену, сразу разворачивались и уходили. Другие долго стояли в задумчивости, пересчитывая наличность, и размышляя где бы достать ещё средств. Кто-то начинал жаловаться на слишком высокие цены и просил у хозяина скидку или спрашивал когда будет распродажа.

А были и такие, которые доставали из кармана свои сбережения и получали заветное желание, завёрнутое в красивую, шуршащую бумагу. На счастливчиков завистливо смотрели другие покупатели, перешептываясь между собой о том, что, наверное, хозяин магазина их знакомый и желание досталось им просто так, без всякого труда.

Хозяину магазина часто предлагали снизить цены, чтобы увеличить количество покупателей. Но он всегда отказывался, говоря, что от этого будет страдать качество желаний.

Когда у хозяина спрашивали, не боится ли он разориться, то он качал головой и отвечал, что во все времена будут находиться смельчаки, которые готовы рисковать и менять свою жизнь, отказываться от привычной и предсказуемой жизни, способные поверить в себя и в свои желания, имеющие силы и средства для того, чтобы оплатить исполнение своих желаний.

P.S. На двери магазина висит объявление: «Если твоё желание не исполняется, значит оно ещё не оплачено».

Почему так трудно начинать и как с этим бороться.

Почему же каждый раз приступать к чему-то новому - трудно? В первую очередь потому, что это означает создать то, чего еще нет. Попасть в ситуацию неопределенности. Выйти из зоны комфорта. Испытывать сомнения. Чувствовать боязнь с чем-то не справиться. «А будет ли это таким, как я задумал? А будет ли принято то, что я делаю?»

Дело в том, что это новое никогда не оказывается таким, каким задумывалось. Ведь когда творение начинает существовать в объективной реальности, оно постоянно находится под угрозой изменений и влияний извне, неподконтрольных создателю.

Уж если человек решился сделать что-то, чего еще не делал никогда, он неизбежно попадет в ситуацию, которая требует адаптации. Чтобы совершить то, чего еще никогда не приходилось делать, нужно стать таким, каким никогда прежде не бывал. И наоборот. Результат и процесс неизвестны. Как отреагирует окружение - непонятно.

И, так уж люди устроены, ну не любят они дискомфорта. Чуть только он намечается, реагируют предупредительно, с  разными уловками: откладывают на потом, затягивают, забывают, путают. Начинается ступор, сомнения и т.д. Хватаются за что-то другое: даже «тянуть кота за хвост» – это не только сдерживать стремление, но и пытаться обезопасить себя от чувства изолированности, быть присоединенным хотя бы к коту. Когда приступающий к новому делу человек, образно говоря, отпускает хвост кота и приступает к действиям, он как будто зависает в вакууме свободного падения. Еще ничего нет. Никакой опоры. Может, оставить все как было?

Вы оказываетесь перед выбором: либо ваш внутренний мир стабилен и предсказуем, но рутина и скука рано или поздно приносит ощущение того, что вы застряли в болоте, либо он стремительно обновляется – но нестабилен, непредсказуем, и вы чувствуете себя вдохновленным и в то же время неуверенным.

Вот список вопросов, которые вы можете задать самому себе, если испытываете трудности с запуском какого-то проекта или даже написанием статьи. Ответы помогут прояснить, почему именно начинание иногда буксует, и начать действовать. Поразмышляйте над своей мотивацией.

Зачем мне это?

Для кого и для чего я это делаю?

Что произойдет, если я этого делать не буду?

И наоборот - как я буду чувствовать себя, когда завершу это?

Если мотивация оказалась достаточной, но начинать по-прежнему трудно, задайте себе следующий вопрос: что мешает начать? Определите мешающие факторы.

А теперь устраните препятствия. Разгрузите заторы. Они не всегда относятся к материальному миру: бывает, что затягивание – это симптом внутреннего конфликта между желанием начать и сложными чувствами, которые вы испытываете в ситуации старта.

Если и теперь начать тяжело, то, возможно, вам чего-то не хватает. Подумайте, чего именно: знаний, умений, навыков, денег, времени?

Когда вы поняли, чего вам не хватает, выясните, где вы можете это взять – купить, одолжить, научиться, привлечь дополнительный человеческий ресурс.

Если по-прежнему новое дело не начинается, под разными предлогами, смотрите пункт первый – достаточна ли ваша мотивация.

Каждое начинание можно сравнить с рождением младенца. Ему все внове, но и родителям тоже: еще недавно они были просто мужчина и женщина, а теперь уже папа и мама – вернее, становятся, учатся быть ими.

Все мы на бессознательном уровне помним, как запускались в этот мир, когда появились на свет. Каждый из нас переживал это состояние пустоты в животе, «когда все впервые» и все очень хрупко. Психика в своих самых глубоких слоях хранит этот опыт и воспроизводит его в каждой мало-мальскипохожей ситуации. Похожей символически, разумеется. И всякий раз человек в ускоренном темпе проходит заново, как новорожденный ребенок, все стадии роста и развития. Вот малыш начал улыбаться и узнавать маму. Теперь он, спотыкаясь, падая и с трудом вставая, пошел. Иногда, чтобы подняться, ему необходима помощь взрослого, который рядом. Теперь сказал первое слово. И вот уже говорит целыми предложениями, его водят в детский сад. Дальше – первый раз в первый класс. По мере перехода к каждому следующему этапу от родителей требуется все меньшая вовлеченность. Младенец занимает практически все мамино время, а школьник требует уже меньшего физического присутствия.

Начинающий какое-то дело человек совмещает сразу две роли. Он чувствует себя и ребенком, делающим первые шаги в новом проекте, и родителем, у которого появилась ответственность за него.

Бизнесмен принимается за новое дело. Символически, он и его бизнес проходят все вышеперечисленные этапы взросления. Какие важные моменты нужно предусмотреть? Как подготовиться к начинанию морально? Как правильно распределить психологический ресурс, душевные силы, которые ограничены?

Процесс запуска нового проекта всегда сталкивает идеальное представление о том, каким проекту желательно быть, с тем, каким он оказывается в реальности.

Чтобы облегчить старт и самые первые этапы жизни проекта, попробуйте воспользоваться следующими рекомендациями:

Спланируйте свою активность таким образом, чтобы высвободить временной и душевный ресурс, который будет полностью посвящен новому проекту.

Продумайте, от кого сможете получать поддержку (моральную, консультационную), чьи надежные руки подхватят, если споткнетесь.

Помните о «возрасте ребенка», то есть о стадии проекта, когда формируете свои ожидания от него. Не требуйте от него ходьбы, когда он еще только-только пополз.

Выражайте благодарность участникам проекта, подбадривайте их, когда у них что-то получается хорошо. Ведь они тоже в ситуации стартапа.

Хвалите и самого себя за каждый удачно сделанный шаг, за даже небольшую работу.

Помните о том, что не все может получиться так, как задумано, и разочарование в каких-то аспектах неизбежно.

Столкнувшись с разочарованиями, используйте их не как повод для самоедства и самоуничижения, а как точки собственного роста, переосмысления, как возможность стать сильнее и профессиональнее.

Все живое развивается, и любое человеческое взаимодействие, да и каждое наше дело – тоже. Посмотрите: влюбленные мужчина и женщина уже планируют совместные поездки и знакомят друг друга с родителями. Бегуны пересекли линию финиша и испытывают радость или печаль, в зависимости от результата, но потом, анализируя ситуацию, вновь и вновь просматривая видеозаписи забега, тренируются, чтобы в следующий раз пробежать быстрее. Мозговой штурм породил несколько продуктивных идей, они утверждены, и началась работа по их воплощению. Сигнал к началу военной операции дан, руководитель следит за ее проведением, все напряжены и сверяют свои действия с планом. Архитекторы из бюро совместно со строителями, надев каски, ходят по стройке, осуществляя надзор за тем, как воплощается в жизнь проект – фундамент, десятый этаж, крыша.

А я перечитываю текст и вижу, что появилось что-то новое. Статья, в которой есть и частичка моего опыта, и психологические выкладки о тех причинах, по которым человек сопротивляется новому, и рекомендации средств, помогающих облегчить начало. Перевод с психологического на человеческий удался!

Екатерина Левин

Почему жизнь бывает скучной?

Вы задумывались о том, почему жизнь бывает скучной? Мало денег? Вовсе нет, ведь есть чудаки, которые и без денег, только своим появлением создают праздник! Плохая погода? Неблагоприятное расположение звезд? Обстоятельства? Ежедневные заботы? Да нет же, все не то! Все дело в узости кругозора, следовании скучным и давно надоевшим шаблонам, причина в атрофированной способности хотеть и попадании в ловушку успеха.

1. Узость кругозора

Человек имеет ограниченные представлениях о мире, ему кажется, что дальше работы, квартиры, магазина, телевизора и проблем ничего больше не существует. Такие люди следуют шаблонам, они преследуют такие цели как: окончить институт, устроится на работу, купить квартиру, холодильник, телевизор, машину и т. д. Все как «у родителей», «у друзей», «так надо» и «так принято». Нет личности, нет увлечений, нет стремлений, нет самовыражения, нет совершенствования и роста. Диагноз: человек из серой массы.

2. Атрофированная способность хотеть

Многие люди испытывают затруднения даже при составлении списка желаний. Они говорят: нет мечты! Виной тому атрофированная способность хотеть. Во многих семьях игнорируют желания ребенка, но очень строго указывают, что «надо» делать и что «нельзя». В школе также говорят, что и как делать «надо». Для личной свободы и «хотения» остается совсем мало места. Неудивительно, что человек, за которого решали, как надо жить, однажды сталкивается с растерянностью, когда надо делать выбор и принимать решения самому. Например, когда крестьянам и рабам давали свободу, они оставались у хозяев, потому что не знали, как можно жить иначе. Диагноз: Раб других.

3. Предсказуемость результата

Задачи давно определены, и за много лет они успели покрыться плесенью и пылью и уже не мотивируют. Такие люди действуют постепенно, шаг за шагом, медленно, но верно, по жесткому плану. Однако при этом утрачиваются спонтанность и гибкость. Жизнь в настоящем проходит мимо. Диагноз: Раб цели.

4. Ловушка успеха

Взобравшись на вершину успеха, люди часто пресыщаются славой, впадают во всяческие излишества. Казалось бы, самое время выбрать более амбициозные цели, но праздность расслабляет свою жертву и медленно убивает скукой. Диагноз: Жертва успеха.

Штрафы и внутренние стимулы.

Заблуждение:  С помощью штрафов можно ограничить нежелательное поведение.

Истина:  Если общественные затраты оцениваются больше, чем величина штрафа, это приводит к увеличению нежелательного поведения.

Один центр дневного ухода за детьми в Израиле столкнулся с серьезной проблемой: родители поздно забирали своих детей.

Каждую неделю около восьми родителей забирали детей так поздно, что его сотрудникам приходилось задерживаться в свое свободное время, чтобы дождаться их. Затраты владельцев увеличивались, так как им приходилось оплачивать время присмотра за детьми.

Они решили ввести штраф – 3 доллара за одно опоздание.

Что же из этого вышло? Количество родителей, поздно забирающих своих детей, резко возросло.

Эффект от введения штрафа представлен на графике ниже:

Прямая белого цвета – это контрольная группа родителей, для которых не было штрафов. Прямая черного цвета – это родители, для которых был введен штраф.

Детский садик мог бы заранее поинтересоваться у Blockbuster Video о последствиях такого решения и узнать о том, с чем уже сталкивалась эта компания: люди с удовольствием платят штрафы, если считают их не слишком большими. Вообще, можно заработать неплохие деньги на одних только штрафах, если найти удачное равновесие, при котором сумма штрафа превышает величину социальных обязательств.

Общественные затраты, которые родители «платили», забирая своих детей после окончания рабочего дня, — это необходимость извиняться и испытывать стыд, придумывать оправдания и чувствовать себя неловко из-за того, что они задерживают работников в их свободное время.

Что случится, если продолжать все время опаздывать за ребенком, было неясно, так что родители наверняка сильно себя накручивали разными вариантами развития своей судьбы и репутации :).

Как только был введен штраф, общественные затраты перестали существовать – вместо них появились затраты экономические, выраженные в точных цифрах. Таким образом, родители были избавлены от чувства вины.

Теперь последствия опозданий стали осязаемы. Не было нужды бояться за будущее своего ребенка в саду, так как установилось негласное соглашение. Теперь детский сад «платил» бы общественные затраты, если бы им пришлось наказывать родителей, которые и так платили штраф.

В течение следующего месяца количество опаздывающих родителей постоянно увеличивалось, пока не достигло стабильной величины. Установилось рыночное равновесие: все родители, кто был согласен оплачивать отсутствие вины тремя долларами, негласно согласились с этими условиями.

Если бы штраф был больше, например, 10 долларов, возможно, это бы действительно уменьшило количество опозданий, однако в любом случае нашлось бы несколько родителей, согласных и на такую сумму. Произошло бы то же самое: рост и последующее выравнивание их числа.

Посещение детсада стоило $380 в месяц. Бессознательно родители сравнили экономические затраты с общественными, и сумма в три доллара показалась им вполне приемлемой.

Теперь от вины были избавлены и родители, которые и так опаздывали, и родители, которые торопились забрать своих детей из-за слишком больших общественных затрат, – они же платили штраф, в конце концов!

Какой бы получился эффект, если бы садик стоил $3 800 в месяц, а штраф составлял $30? Вероятно, точно такой же.

Тогда садик отменил штрафы, и произошло кое-что странное. Количество опаздывающих родителей никак не изменилось. Было достигнуто новое негласное соглашение: со штрафом или без, опоздание больше не приводило к появлению общественных затрат.

Если вы считаете, что социальные последствия своего поведения обойдутся вам «дороже», чем оплата штрафа, вы заплатите штраф с удовольствием.

Некоторые из самых известных стимулов специально разработаны для предотвращения преступлений. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять старый вопрос – почему в современном обществе так много преступлений? – и сформулировать его иначе: почему их не гораздо больше?

В конце концов, каждый из нас регулярно отказывается от возможности покалечить, обокрасть или обмануть ближнего. Конечно, угроза попасть в тюрьму, потеряв работу, дом и свободу (необходимые всем), — достаточно сильный экономический стимул. Однако, когда речь заходит о преступлении, люди также хорошо реагируют на моральные и социальные стимулы. Во-первых, они не хотят делать то, что считают неправильным, а, во-вторых, не хотят, чтобы их видели за этим занятием другие.

- отрывок из «Фрикономики» [Freakonomics] , Стивен Д. Левитт и Стивен Дж. Дабнер [Steven D. Levitt and Stephen J. Dubner]

Это правило работает и в полностью противоположных случаях.

Волонтеры обычно работают лучше и дольше и тратят больше своего свободного времени на занятия, в которые верят, хотя им и не платят.

Как только появляются деньги, общественные затраты становятся осязаемыми и могут быть выражены в какой-то конкретной сумме. Вы работаете настолько хорошо, насколько, по вашему мнению, вам платят. Без материальной компенсации вы работаете ради внутренних стимулов (например, вам нравится ваше занятие) и социальные вознаграждения (помощь людям, хорошие отношения и т.д.).

В простых ситуациях принцип кнута и пряника хорошо применим. Если же занятие предполагает творчество или наличие глубоких познаний, вознаграждение может даже снизить вашу страсть к работе.

Существует множество исследований, подтверждающих, что внешние стимулы часто убивают на корню всю внутреннюю мотивацию.

Другими словами, вы будете заниматься чем-то, что вам нравится, совершенно бесплатно, но как только вам предложат за это деньги, это станет напоминать работу.

Дети, которым выдают звездочки за рисование, рисуют меньше, чем дети, которых просто хвалят. Взрослые лучше справляются с решением задачек, если им не обещают за это никакого вознаграждения, как только в качестве приза выступают наличные, эффективность резко снижается.

Так что, точно так же как общественные затраты, выраженные в деньгах, влияют на ваше поведение, так же происходит и с социальными стимулами.

Вы наверняка слышали такой совет: найди занятие, которое тебе нравится, и придумай, как зарабатывать этим на жизнь.

Очень милая мысль, однако, как только внешнее вознаграждение перевесит внутреннюю мотивацию, вы обнаружите, что потеряли нечто важное, найдя работу мечты.

Источник.

  • Мысль дня +

    Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз. Томас Эдисон.
  • Интересный факт +

    Люди, которые говорят очень быстро, склонны иметь большой объем рабочей памяти. Read More
  • 1

Свежайшее:

Три лица жертвы — Треугольник Карпмана.

Социальная психология2015-05-29 07:57:33

Read more

Как защитить свою психику. Методы психологической защиты.

Образ жизни2015-05-29 07:53:49

Read more

"Игры разума" в голове невротика.

Образ жизни2015-05-29 07:50:15

Read more

Толерантность к унижению.

Социальная психология2015-05-29 07:42:55

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №3)

Социальная психология2015-05-29 07:19:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №2)

Социальная психология2015-05-29 06:57:29

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер.

Социальная психология2014-09-18 11:31:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №1)

Социальная психология2014-09-18 11:30:31

Read more

Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме.

Эволюция и развитие2014-08-27 12:17:34

Read more

Мозг мужчины и мозг женщины.

Нейропсихология2014-08-27 11:05:05

Read more

Коллега, страдающий нарцисизмом.

Социальная психология2014-08-27 11:00:48

Read more

Разница между опытом и памятью. Два ваших Я в любой момент времени.

Бизнес и карьера2014-08-26 14:55:32

Read more

Сила воли — это конечный ресурс.

Социальная психология2014-08-26 10:32:01

Read more

Влияние установок на личные воспоминания.

Социальная психология2014-08-26 09:57:47

Read more

9 законов счастливых отношений.

Отношения и семья2014-08-25 17:56:20

Read more

Золотые правила родителя.

Отношения и семья2014-08-25 14:05:32

Read more

"Почему я одинока?" Причины одиночества у женщин.

Отношения и семья2014-08-25 13:03:23

Read more

Я слепой — а на улице весна…

Социальная психология2014-08-25 12:47:57

Read more

Интересные факты о любви.

Отношения и семья2014-08-24 14:34:26

Read more

Какие слова не стоит говорить маленькому ребенку.

Отношения и семья2014-08-24 10:12:51

Read more

Агрессивное поведение – триггеры и причины.

Социальная психология2014-08-23 19:20:25

Read more

Эксперимент Аша. Мнения окружающих и социальное давление.

Социальная психология2014-08-22 13:19:23

Read more

Как распознать манипулятора и разорвать с ним связь.

Социальная психология2014-08-21 18:20:21

Read more

Что толкает нас на ложь.

Социальная психология2014-08-19 19:17:04

Read more

«Если твоё желание не исполняется, значит оно ещё не оплачено».

Бизнес и карьера2014-08-18 18:15:40

Read more
  • Запахи и воспоминания

    Почти каждый испытывал в жизни это чувство, когда слабый аромат чего-то поднимает в памяти давно забытые моменты прошлого из глубин подсознания. Часто мы забыли об Read More
  • Чувственные (сексуальные) сигналы

    Человеческие феромоны являются горячей темой научных исследований. Они не имеют запаха химических веществ, позволяющих инструменту обоняния почувствовать их носом. Некоторые ученые полагают, что понимание этой Read More
  • Психология памяти

    Память лежит в основе каждой мысли, которую мы когда-либо имели, и всего, что мы когда-либо изучили прошли или сказали. Память лежит в основе познавательной психологии Read More
  • Нейропсихология

    Нейропсихология, изучающая взаимосвязи между человеческим мозгом и поведением. Классический способ изучения функций мозга - изучение пациентов с различными формами повреждений мозга, такие как: травмы головы, опухоли Read More
  • 1
  • 2