Потребительство и капитализм.


Заблуждение: И потребительство, и капитализм — оба поддерживаются корпорациями и рекламой.

Истина: И потребительство, и капитализм — оба управляются и зависимы от соревнования между покупателями за статус.

Битники, хиппи, панк-рокеры, гранжеры, металлисты, готы, хипстеры — заметили шаблон, который образуется?

Это уходит дальше, чем приведенные примеры, жезл контркультуры — мантия анти… что бы ни делало большинство — это происходит из поколения в поколение.

Жили ли вы во времена Лета Свободы [Freedom Summer] или «Джема и Голограммы» [Jam and the Holograms] — где-то в юности вы начинали осознавать, что под контролем, и вы начали бунтовали. Вы открыли для себя парадигмы цензуры и потребительства — и они стали вам неприятны.

Вам нужно самоутвердиться, найти свой собственный путь, и вы выискиваете что-то настоящее, что-то со значением. Вы говорите «пока» популярной музыке, популярным фильмам и популярному телевидению. Вы идете дальше и презираете всех этих бездумных леммингов, которых поглотила поп-культура.

Но пока вы все еще слушаете музыку, покупаете рубашки и ходите смотреть фильмы. Кто-то взывал к вам, несмотря на ваше инакомыслие.

Если думаете, что можно найти свой собственный путь к индивидуальности, что ж, вы не такой умный.

Начиная с 1940-х, когда капитализм и маркетинг поженились на психологии и PR, рынок стал намного лучше и эффективнее продавать вам что угодно, вне зависимости от вкуса.

Видите панк-рокера там? Да, он купил всю свою одежду. Кто-то делает деньги на его бунте.

Cтранный парадокс — все является частью системы. Нет такой вещи, как продажность, потому что некого продавать.

Любая ниша, которая открывается бунтующими против мейнстрима, немедленно заполняется предпринимателями, которые поняли, как можно сделать деньги из тех, кто пытается избежать вещей, которые покупает большинство.

В конце 1990х и начале 2000х было множество попыток сорвать куш при помощи художественных произведений: «Бойцовский клуб», «Красота по-американски», «Нация фастфуда», «Корпорация» и т.д.

Создатели этих работ, возможно, имели лучшие намерения, но их работа все равно выглядит, как продукт, сделанный ради прибыли. Их крики против потребительства были «потреблены».

Майкл Мур [Michael Moore], Ноам Чомски [Noam Chomsky], Курт Кобейн [Kurt Cobain], Энди Кауфман [Andy Kaufman] — эти имена могли быть связаны исключительно с созданием искусства или иллюстрацией академических принципов, но как только их творчество попало на рынок, у них нашлась своя аудитория и эта аудитория сделала их богатыми.

Джозеф Хит [Joseph Heath] и Эндрю Поттер [Andrew Potter] — оба являются философами — в 2004 году написали книгу «The Rebel Sell» (буквально — «Бунтарская продажа» — прим. переводчика). В США она издана под названием «Nations of Rebels» («Нация бунтарей» — прим. переводчика).

Основная идея книги в том, что вы не можете противостоять «системе», «человеку» или «культуре» при помощи бунтарских покупок.

Вот обычно на чем основано большинство контркультур:

Все взаимосвязанные части рынка должны работать сообща, чтобы продать больше большему количеству людей. СМИ при помощи пресс-релизов, рекламы, развлечений и т.п. стремятся привести всех к однообразию при помощи подмены желаний.

Чтобы уйти от потребительства и послушания, нужно отвернуться от мейнстримовой культуры и игнорировать ее. Оковы спадут, машина остановится, фильтры испарятся и вы увидите мир таким, каким он является на самом деле.

В итоге иллюзорность существования пропадет и мы все, наконец-то, будем реальны.

Проблема в том, как сказали Хит и Поттер, что «систему» не волнует ваше послушание. Фактически, она любит разнообразие и ей нужны люди, подобные хипстерам и музыкальным снобам. Так что они процветают.

Скажем, существует некая потрясающая группа, о которой, кроме вас и еще нескольких людей, не знает никто. И у них нет контракта с звукозаписывающей компанией, или хотя бы альбома. Тогда они просто берут и играют. И они клевые.

Вы всем рассказываете об этой группе и появляется неплохое количество фанов. Потом группа записывает-таки альбом, который продается достаточным количеством копий, что позволяет больше не ходить ее участникам на работу. Благодаря альбому проходит больше концертов и больше фанов. Вскоре у них уже имеется изрядное количество фанатов, они заключают контракт с звукозаписывающей компанией, попадают на радио и отыгрывают в «The Tonight Show» (популярное американское шоу, которое идет поздней ночью на канале NBC с 1954 года — прим. переводчика).

Ну, теперь они продались. Поэтому вы их ненавидите. Больше их не слушаете и ищите кого-нибудь более искреннего, и все начинается сначала.

Это водокачка, которая переносит артистов с самых низов в мейнстрим. Это никогда не закончится, и со временем он становится более быстрым и более эффективным.

Неизвестные коллективы — это особый сорт товара массового потребления. Жить на верхнем этаже даунтауна (деловая часть города — прим. переводчика), смотреть независимый кинематограф, фильмы, о которых никто не слышал — это дает специальный социальный статус, который нельзя купить так же просто, как мейнстримовские вещи.

В 1960-х только спустя несколько месяцев кто-то обнаружил, что можно продавать вываренные футболки или штаны-клёш всем, кто хотел бунтовать. В 1990х понадобилась неделя, чтобы начать продавать фланелевые клетчатые рубашки и Doc Martens людям из Глубокого Юга (Deep South — общее название нескольких штатов на юго-востоке США — прим. переводчика). Сейчас специально нанятые корпорациями люди ходят по барам и предугадывают направления развития контркультуры. И, к моменту когда это становится популярным, оно уже лежит на полках в «крутых» магазинах.

Контркультура, инди-фанаты и звезды андерграунта — они являются движущей силой капитализма. Они — его локомотив.

Это приводит нас к основной мысли: соревнование между покупателями является турбиной капитализма.

Каждый кто живет выше черты бедности, но не слишком богат, не имеет другого выбора, кроме как работать, чтобы жить и делать что-то, за что получает несколько бумажек для выживания.

Работа продавца на телефоне, например, позволяет иметь еду, одежду и жилье, но это не ставит вас напрямую во главе создания, роста или уничтожения вещей, которые вам нужны для выживания. Вместо этого вы расплачиваетесь бумажками за эти вещи. И в результате у вас есть куча свободного времени и несколько оставшихся бумажек.

Напрямую мы не соревнуемся за ресурсы, как это делали за тысячелетия до массового производства.

До появления этого люди обычно определялись своей работой, ее результатом. Вещи, которыми они обладали, были обычно или сделаны самостоятельно, или сделаны вручную другими людьми. Они были значимы, тогда вкладывали душу во все, что было у человека, чем он пользовался и среди чего жил.

Сейчас каждый является покупателем и должен выбирать среди одного и того же набора вещей, что и любой другой, поэтому сейчас люди основывают свою индивидуальность на том, какой у них хороший вкус, или насколько умным, насколько скромным, или насколько ироничным является их выбор.

Как отметил в своем интервью радиостанции NPR Кристиан Лэндер [Christian Lander], автор «Stuff White People Like», вы соревнуетесь с равными по статусу, опережая или отставая буквально за одно очко. Вы добиваетесь статуса, показывая лучшие предпочтения в фильмах и музыке, приобретая более аутентичную мебель и одежду.

Существует около 100 миллионов копий любой вещи или интеллектуальной собственности, которой вы можете обладать, поэтому открываете свой уникальный характер показывая как умеете потреблять.

Имея свое мнение по поводу фильмов, музыки или одежды, или имея умные или непонятные вещи — это способ людей среднего класса сражаться с другими за свой статус. Они не могут «перепотреблять» друг друга, потому что не могут себе позволить этого, но зато они могут «перевкусить» друг друга.

С тех пор, как всё начали производить серийно и для массовой аудитории, поиск и покупка вещей, которые удовлетворяли бы желанию быть индивидуальным — вот что стало двигать все эти вещи, артистов и сервисы снизу вверх — где это уже может быть массово куплено.

Хипстеры, получается, и есть результат цикла: инди, аутентичное, непонятное, ироничное и, в итоге, умное потребительство.

Что иронично, но не как бейсболка или Pabst Blue Ribbon (марка пива — прим. переводчика)? Ирония в том, что сам факт попытки противостоять культуре создает следующую волну культуры, которой в свою очередь люди попытаются противостоять.

«Я думаю, что „продается“ громче всего кричали те, кто, когда продавал что-то, не имел ничего, чего любой хотел бы купить». — Паттон Освальт [Patton Oswalt]

Если достаточно долго подождать, то то, что однажды было мейнстримом, падет в безвестность. Когда это случается, подобные вещи снова становятся значимыми для тех, кто ищет аутентичность, или иронию, или «умность». Получается, что ценность не существенна. Вещь сама по себе не имеет много значения, по сравнению с тем, как она была получена, или почему ей владеют.

Как только достаточное кол-во людей присоединится, как было, например, с бейсболками или фенечками, так статус, полученный от обладания вещью или будучи фанатом группы, теряется, и поиск начинается снова.

Вы соревновались бы все равно, независимо от того, как общество было построено. Соревнование за статус встроено в человеческий разум на биологическом уровне.

Бедные люди соревнуются при помощи материальных благ. Средний класс соревнуется при помощи выбора. Обеспеченные люди — при помощи благосостояния.

Если вы живете в джунглях добываете еду острыми копьями, вы соревнуетесь за статус при помощи таланта, или доблести, или… еще чего-нибудь.

Если вы получаете зарплату, то кто-то где-то покупает то, что вы предлагаете. Вы продаете — у вас покупают.

Вы продавали что-либо давным-давно тем или иным способом. А кому именно вы продаете и как много на этом зарабатываете — это всего лишь детали.

Источник.

  • Мысль дня +

    Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз. Томас Эдисон.
  • Интересный факт +

    Люди, которые говорят очень быстро, склонны иметь большой объем рабочей памяти. Read More
  • 1

Свежайшее:

Три лица жертвы — Треугольник Карпмана.

Социальная психология2015-05-29 07:57:33

Read more

Как защитить свою психику. Методы психологической защиты.

Образ жизни2015-05-29 07:53:49

Read more

"Игры разума" в голове невротика.

Образ жизни2015-05-29 07:50:15

Read more

Толерантность к унижению.

Социальная психология2015-05-29 07:42:55

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №3)

Социальная психология2015-05-29 07:19:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №2)

Социальная психология2015-05-29 06:57:29

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер.

Социальная психология2014-09-18 11:31:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №1)

Социальная психология2014-09-18 11:30:31

Read more

Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме.

Эволюция и развитие2014-08-27 12:17:34

Read more

Мозг мужчины и мозг женщины.

Нейропсихология2014-08-27 11:05:05

Read more

Коллега, страдающий нарцисизмом.

Социальная психология2014-08-27 11:00:48

Read more

Разница между опытом и памятью. Два ваших Я в любой момент времени.

Бизнес и карьера2014-08-26 14:55:32

Read more

Сила воли — это конечный ресурс.

Социальная психология2014-08-26 10:32:01

Read more

Влияние установок на личные воспоминания.

Социальная психология2014-08-26 09:57:47

Read more

9 законов счастливых отношений.

Отношения и семья2014-08-25 17:56:20

Read more

Золотые правила родителя.

Отношения и семья2014-08-25 14:05:32

Read more

"Почему я одинока?" Причины одиночества у женщин.

Отношения и семья2014-08-25 13:03:23

Read more

Я слепой — а на улице весна…

Социальная психология2014-08-25 12:47:57

Read more

Интересные факты о любви.

Отношения и семья2014-08-24 14:34:26

Read more

Какие слова не стоит говорить маленькому ребенку.

Отношения и семья2014-08-24 10:12:51

Read more

Агрессивное поведение – триггеры и причины.

Социальная психология2014-08-23 19:20:25

Read more

Эксперимент Аша. Мнения окружающих и социальное давление.

Социальная психология2014-08-22 13:19:23

Read more

Как распознать манипулятора и разорвать с ним связь.

Социальная психология2014-08-21 18:20:21

Read more

Что толкает нас на ложь.

Социальная психология2014-08-19 19:17:04

Read more

«Если твоё желание не исполняется, значит оно ещё не оплачено».

Бизнес и карьера2014-08-18 18:15:40

Read more
  • Запахи и воспоминания

    Почти каждый испытывал в жизни это чувство, когда слабый аромат чего-то поднимает в памяти давно забытые моменты прошлого из глубин подсознания. Часто мы забыли об Read More
  • Чувственные (сексуальные) сигналы

    Человеческие феромоны являются горячей темой научных исследований. Они не имеют запаха химических веществ, позволяющих инструменту обоняния почувствовать их носом. Некоторые ученые полагают, что понимание этой Read More
  • Психология памяти

    Память лежит в основе каждой мысли, которую мы когда-либо имели, и всего, что мы когда-либо изучили прошли или сказали. Память лежит в основе познавательной психологии Read More
  • Нейропсихология

    Нейропсихология, изучающая взаимосвязи между человеческим мозгом и поведением. Классический способ изучения функций мозга - изучение пациентов с различными формами повреждений мозга, такие как: травмы головы, опухоли Read More
  • 1
  • 2