Эмпатия и как ее убить.

Эмпатия – чудесный механизм, объединяющий на биологическом уровне всех людей в единое поле. Эмпатия является врожденной, и она присуща не только людям, но и ряду высокоразвитых млекопитающих, в первую очередь – человекообразным обезьянам. Нередко её путают с симпатией, но это очень разные явления.

Симпатия – это положительное отношение к кому-либо, а эмпатия – способность чувствовать состояние другого, вживаться в него. Если мы видим боль другого человека, то наш мозг и наше тело отзываются, реагируя так, как будто это нам больно. Степень ответной реакции зависит от многих факторов, у людей разный уровень эмпатии, за исключением патологий, при которых этой способности нет (вроде антисоциального личностного расстройства или аутизма). У всех есть общий базовый уровень эмпатии, именно благодаря ей устанавливается связь между младенцем и родителями, а позднее - между детьми.

Сострадание и сочувствие, способность прощать, входить в чужое положение, отзывчивость, альтруизм, жалость, помощь, способность получать удовольствие от актерской игры – все это базируется на эмпатии. Иными словами, эмпатия - это не "я понимаю, что ты чувствуешь", а "я чувствую твои переживания". "Я чувствую, что ты боишься, что ты радуешься, удивляешься, злишься". При этом свое "я" сохраняется, оно прикасается к переживаниям другого, со-переживает, но не растворяется в нем.

Тем страшнее понимание того, как легко можно ограничить – а то и полностью подавить – способность к эмпатии.

Как? Ф.де Вааль, известный биолог, рассказывает о таком очень простом исследовании нейрофизиологов в Цюрихском университете. Они изучали нейронный ответ человека на страдания других людей. Мужчины смотрели, как в соседней комнате получает удары электрическим током либо болельщик их собственного клуба, либо болельщик клуба-соперника. Все наблюдатели были фанатами «со стажем», к футболу относились серьезно. И эмпатию они проявляли к болельщикам только своего клуба. Более того, страдания болельщика соперничающего клуба активировали в мозгу центры удовольствия.

Вот и простой ответ на то, как убить эмпатию. Раздели людей на чужих и своих. Чем больше вокруг чужих – тем меньше эмпатии. Хочешь подавить ее полностью? Сделай чужими всех вокруг, а себя – избранным, обособленным, уникальным. Благо, что и этот механизм такой же врожденный, что и способность чувствовать другого. Мыши способны дискомфортом реагировать на боль других мышей, но при одном условии – они должны были некоторое время жить вместе со страдальцем. Страдающий чужак оставляет их равнодушными. Точно также равнодушными остаются шимпанзе.

Деление на «своих» и «чужих», реакция обособления древнее и мощнее, чем эмпатическая отзывчивость, и ее намного легче активизировать. Помню о простом эксперименте, в котором участников разделили на две группы при помощи простых цветных квадратиков (синих и красных), а потом выбранным представителям из этих групп предложили разделить между всеми участниками эксперимента определенные суммы. И тут выясняется, что «синий» старался побольше урвать для «синих», а «красный» - для «красных», хотя эти группы были образованы случайно, и никто из членов групп не знал друг друга до эксперимента. Достаточно было простого факта «мы одного цвета», чтобы стать предвзятым и уменьшить уровень эмпатии.

Знаменитые исследования психолога Муазефа Шерифа показали, каким образом людей, объединив в разные случайные группы, можно спровоцировать не только на утрату эмпатии к «чужакам», но и на открытую и прямую враждебность, так как само по себе деление на группы не влечет за собой межгрупповую агрессию (о самом исследовании – здесь, см. Эксперимент 2). Шериф выяснил, что стремление унижать и враждебность по отношению к членам противоположной группы начинали проявляться только в условиях соревнования за ограниченные ресурсы. То есть нужно убедить людей, что им есть что делить – и дальше все пойдет по накатанной. Именно в такой ситуации боль и страдания другого начинают активизировать центры удовольствия тех, кто видит это страдание, но принадлежит к другому лагерю. Одновременно возрастала внутригрупповая солидарность и эмпатия, но только к своим. Чем меньше группа «своих» - тем меньше сочувствия к «остальным».

Итак, все очень просто, увы. Два простых до безобразия правила:

1. Проведи границу между «своими» и «чужими».

2. Убеди «своих», что им есть, что делить с «чужими».

Дальше люди сделают все сами, ведомые механизмами, общими с шимпанзе и другими млекопитающими. Появятся кодовые слова-сигналы, которые отличают «наших» от «не наших», по ним сразу можно вычислить друг друга. У людей эту роль играют слова-ярлыки. Появится полная закрытость к информации с «той стороны», и чрезмерная доверчивать к «своим» (помним – возрастает внутригрупповая солидарность). Включится "язык ненависти", суть которого - причинение страдание другому через слово. Радость от страданий и боли «чужаков». Оправдание убийств со стороны «своих»... А там дальше - рептилии и роботы, для которых эмпатия недоступна...

А дрессировщики будут смотреть на сражающихся шимпанзе и павианов, и продумывать новые эксперименты… У Оруэлла, кажется, есть несколько любопытных идей…

P.S. Где выход? Там же, где и вход. Найди, что тебя объединяет с «чужаком», и найди общую цель, которую можно добиваться сообща.

Источник: ЖЖ блог.

Музыка и характер.

Исследования, проведенные психологами Джейсоном Рентфроу и Сэмом Гослинг, помогают определить тип личности по музыке, которую вы слушаете. Ученые обнаружили, что люди могут сделать точные выводы о характере человека, его креативности и открытости после прослушивания десятка его любимых песен.

Музыка расскажет всю правду. Например, выяснилось, что экстраверты склонны слушать песни с тяжелыми басовыми линиями, а те, кто любит более сложные стили, такие как джаз и классическую музыку, как правило, являются творческими натурами и имеют более высокий IQ.

А ученые из университета Heriоt-Watt в Эдинбурге проанализировали музыкальные предпочтения 36 тысяч человек со всего мира. Участникам было предложено оценить более 104 различных музыкальных стилей. оценки сопоставили с информацией об аспектах личности этих людей. Получились следующие результаты.

Поп-музыка.

Вы предпочитаете слушать хиты, которых находятся в топах радиостанций? В вашем плеере — последние треки Рианны, Селены Гомес и Flо Rida? Если это так, то есть вероятность, что вы экстраверт и являетесь честным человеком. Поп-меломаны трудолюбивы, имеют высокую самооценку, но являются менее творческими натурами и довольно скованы.

Рэп и хип-хоп.

Несмотря на стереотип, что рэп-любители являются более агрессивными и жестокими, исследователи не нашли такой взаимосвязи. Исследование показало, что они имеют высокую самооценку и, как правило, очень коммуникабельны.

Кантри.

Поклонники музыки кантри обычно трудолюбивы и коммуникабельны. В то время как кантри-песни часто являются очень грустными, люди, которые тяготеют к этому жанру, часто отличаются эмоциональной стабильностью.

Рок/Металл.

Несмотря на агрессивный имидж, поклонники рок-музыки и тяжелого металла, как выяснили исследователи, являются довольно мягкими людьми. они творческие личности, но среди них много интровертов. К тому же, любители рока могут страдать от низкой самооценки.

Инди.

Поклонники жанра инди, как правило, замкнутые, интеллектуальные и творческие натуры. По словам исследователей, они менее трудолюбивы и мягки. Среди характеристик личности поклонников музыки инди — пассивность, тревожность и низкая самооценка.

Танцевальная музыка.

Вы любите быстрые ритмы танцевальной музыки? По мнению исследователей, люди, которые предпочитают танцевальную музыку, как правило, коммуникабельны и самоуверенны.

Классика.

Любители классической музыки, часто довольно замкнуты, но находятся в гармонии с собой и окружающим миром. они натуры творческие и имеют адекватную самооценку.

Джаз, блюз и соул.

Поклонники этих стилей оказались экстравертами с высокой самооценкой. Они также творческие, интеллектуальные и непринужденные в общении натуры.

Манипуляция через обиду.

Взрослый мужчина способен обижаться также как и пятилетняя девочка. Но самое интересное здесь заключается в том, что, будучи обиженным, этот взрослый мужчина больше всего похож как раз на пятилетнюю девочку. Он ожидает извинений и «справедливости», перед ним должны покаяться и оказать всевозможные достойные почести, чтобы его уязвленное самолюбие снизошло до прощения «виновного». И если, не дай Бог, эти подношения будут чуть дешевле, чем требуется нашей пятилетней девочке в теле взрослого мужчины, она воспримет их как унижающую достоинство жалкую подачку. Как же! Ведь обида так велика! И дань для ее возмещения должна быть соответственно великой.

Обида – еще одно состояние пассивной жертвы обстоятельств, которую несправедливо обделили, которая ничего поправить со своей ситуацией не в силах, но может тихо плакать в одиночестве, ожидая, что каким-то чудом весь мир падет у ее ног, вымаливая прощение у страдалицы. А после, когда жертва этим актом раскаяния мира перед ней удовлетворит свою болезненную самооценку, она, наконец, величественно снизойдет до прощения обидчика. Затем примет от него, или быть может даже лучше от самого Всевышнего всевозможные наилучшие дары за перенесенные муки и страдания, за те пытки, которые вынуждал нашу жертву выносить «злой и коварный» обидчик.

Причиной обиды являются наши нереалистичные ожидания, которые почему-то никто исполнять не вознамерился. В итоге обидчивому человеку только и остается пассивно обижаться и ждать, когда золотая рыбка, исполняющая желания, материализуется чудесным образом прямо у него в руках. А для самостоятельной реализации своих ожиданий обидчивый человек – еще слишком мал и слишком жалок.

В крайней стадии обиды, обидчик, прежде чем просить прощения, должен не просто извиниться, но еще и унизиться, и даже как-то «адекватно» поплатиться, перенеся на своей шкуре все необходимые для этой процедуры побои, которые по мнению жертвы, окупят ее «святые» мучения. И, как правило, чем пуще жертва бредит этим бредом, чем больше вгоняет себя в обиженность, тем более фантастические ожидания и требования к обидчику у нее формируются, и тем меньше вероятности, что перед ней вообще хоть как-то извинятся. А если даже извинятся, то извинений этих будет уже недостаточно, чтобы покрыть все перенесенные муки. И тогда, чтобы доказать всему миру, как весь мир был неправ, жертва становится на путь «святого мученика», и начинает добивать саму себя наиболее подходящим для ситуации разрушительным методом, при этом как бы приговаривая: «Посмотрите, что Вы со мной делаете!» «Практика» эта бывает разной.

Если обиженной жертве лет пять отроду, в наиболее запущенном состоянии дите, чтобы его пожалели, намеренно «случайно» падает в лужу в прямом смысле слова «лужа». А если жертва чуть постарше, жалость ее унижает, и теперь, она хочет признания. Теперь она готова показать другим, как реальна и как велика ее боль. Для этого разобиженная бедняжка готова пожертвовать предметом из посудного шкафа, разбив его о свою несчастную голову. В особо запущенных случаях, жертва рассчитывает на посмертную славу…

Никакой славы и признания, такой «мученик», разумеется, своей деструкцией не добивается. Самое большее, чем его могут удостоить – жалостью, а чаще и того хуже – насмешками и раздражением. То есть, обижаться мало того, что бесполезно, но ведь еще и вредно. Но мы продолжаем делать это снова и снова. Снова и снова надеемся этой манипуляцией добиться желаемого.

Обида – это манипуляция. Все мы просто хотим внимания и любви, совсем как малые дети. Но дети – хитрее. Они, чтобы получить желаемое обижаются намеренно. Ребенок, лет до двух, если видит, что его обиду не замечают, способен сразу остановиться, привлечь внимание и тут же снова продолжить. Со временем этот маневр входит в привычку, которая набирает обороты своей движущей силы, становясь чем-то якобы «реальным». Взрослый ребенок, обижаясь, воспринимает самого себя всерьез. А по факту это – все та же манипуляция, но остановить ее взрослый уже не может, т.к. с годами научился действовать на автомате.

"Социальная ломка" - интересный эксперимент.

Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов наедине с самим собой, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации (мобильные телефоны, интернет).

При этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио и телевизор.

Зато разрешался целый ряд классических занятий наедине с собой: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и т.п.

Автор эксперимента хотела доказать свою рабочую гипотезу о том, что современные детки чересчур много развлекаются, не в состоянии сами себя занять и совершенно не знакомы со своим внутренним миром. По правилам проведения эксперимента, дети должны были прийти строго на следующий день и рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать своё состояние во время эксперимента, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного беспокойства, дискомфорта или напряжения психолог рекомендовала немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.

На первый взгляд, затея эксперимента кажется весьма безобидной. Вот и психолог ошибочно полагала, что это будет совершенно безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто. Из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь ТРОЕ — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали острые «панические атаки». У 27 наблюдались прямые вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и т.п. Практически каждый испытал чувство страха и беспокойства.

Новизна ситуации, интерес и радость от встречи с собой исчезла практически у всех к началу второго-третьего часа. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три (и больше) часа одиночества.

Героическая девочка, доведшая эксперимент до конца, принесла дневник, в котором она все восемь часов подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этичных соображений, она не стала публиковать эти записи.

Что делали подростки во время эксперимента:

 — готовили еду, ели;

 — читали или пытались читать;

 — делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);

 — смотрели в окно или шатались по квартире;

 — вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши — не в счет);

 — складывали головоломки или конструктор «Лего»;

 — рисовали или пытались рисовать;

 — мылись;

 — убирались в комнате или квартире;

 — играли с собакой или кошкой;

 — занимались на тренажерах или делали гимнастику;

 — записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;

 — играли на гитаре, пианино (один — на флейте);

 — трое писали стихи или прозу;

 — один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;

 — одна девочка вышивала по канве;

 — один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать;

 — один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;

 — одна девочка пошла в Музей политической истории и еще один мальчик — в зоопарк;

 — одна девочка молилась.

Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента.

63 подростка задним числом признали эксперимент полезным и интересным для самопознания. Шестеро повторяли его самостоятельно и утверждают, что со второго (третьего, пятого) раза у них получилось.

При анализе происходившего с ними во время эксперимента 51 человек употреблял словосочетания «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и т. д. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.

Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля, с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни другой не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.

Получив такие результаты, семейный психолог испугалась. Гипотеза гипотезой, но когда она вот так подтверждается…

А ведь надо еще учесть, что в эксперименте принимали участие не все подряд, а лишь те, кто заинтересовался и согласился.

Почему люди начинают сплетничать?

Человек, который громко смеется, сплетничая у всех на виду о ком-то, кто сейчас отсутствует, на самом деле не так счастлив, как кажется.

Снаружи он кажется сильным, популярным и интересным, но если вы попадете в его разум в тот момент, когда он сплетничает, вы обнаружите то, что никогда бы не захотели обнаружить в себе.

Вы обнаружите низкую самооценку, ревность, разочарование, гнев и слабость. Звучит серьезно? Тогда читайте далее, чтобы узнать всю правду о сплетнях.

Я не мог сделать это там, так что я буду делать это здесь

С Вадимом плохо обошелся другой парень, которого он едва знает, но он не мог ответить или сделать что-то сразу по этому поводу. Вадим отправился домой разочарованным, злым и жаждущим мести.

Так как Вадиму не хватило мужества, чтобы урегулировать это сразу лицом к лицу с тем человеком, он решил пойти погулять со своими друзьями, чтобы поднять настроение. И когда они встретились, он начал сплетничать о том человеке.

Знаете, почему Вадим начал сплетничать? Он не мог взять реванш непосредственно, поэтому он попытался взять его косвенно. Да, Вадим чувствовал слабость и разочарование, и это было основной причиной его сплетни.

Я достоин, поверьте мне

Люди, которые судят других, пытаются опустить других в глазах знакомых или сплетничают о других, иногда поступают так потому, что хотят сделать себя более достойными. Что означает фраза: «Видите того парня? Он ничего не может сделать по-нормальному»? Она означает: «Видите того парня? Он не может даже сравниться со мной. Я могу сделать то, что он никогда не сможет. Я более достойный!»

К сожалению, когда люди чувствуют себя менее достойными по сравнению с другими, когда понимают, что они хуже других, они начинают сплетничать о других, чтобы чувствовать себя лучше. Конечно, ведь если все станут неудачниками, они окажутся лучше всех них.

Я ревную

Иногда основной причиной сплетен является ревность. Когда кто-то чувствует ревность по отношению к кому-то другому, он может начать сплетничать, чтобы люди стали ненавидеть того человека.

К сожалению, ревность проистекает из-за отсутствия уверенности в себе. Распространение сплетен о ком-то другом вследствие ревности, будет означать только то, что вам нужно исправить свою уверенность в себе.

Примите меня, пожалуйста, прошу вас

Любящие люди иногда покупают друг другу подарки в целях укрепления своей любви. И это очень хорошо. Но сможете ли вы отдать большой подарок какому-нибудь незнакомцу, чтобы он принял вас?

Да, люди, которые чувствуют свою бесполезность, могут делать подобные вещи. Жертвуя некоторыми своими главными принципами и сплетничая о ком-то перед другим человеком, они надеются получить от этого человека только одно — признание.

Жертвование своими принципами для получения какого-нибудь крошечного знака внимания выглядит так, как будто вы опускаетесь на колени перед человеком и говорите: «Примите меня, я прошу вас».

Нет, это не связано со скукой

Некоторые люди могут оправдывать свои сплетни, говоря, что это всего лишь результат скуки. Но это неверно. Правда в том, что скука может привести к сплетням только в том случае, если человек слаб, разочарован, подавлен, испытывает недостаток уверенности или ревнует.

Если человек свободен от психологических недостатков, он никогда не будет сплетничать, даже если ему станет скучно, потому что он будет понимать, что сплетня — это не вариант.

Если вы все еще сплетничаете, то пора прекратить это. Будьте сильными.

  • Мысль дня +

    Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз. Томас Эдисон.
  • Интересный факт +

    Люди, которые говорят очень быстро, склонны иметь большой объем рабочей памяти. Read More
  • 1

Свежайшее:

Три лица жертвы — Треугольник Карпмана.

Социальная психология2015-05-29 07:57:33

Read more

Как защитить свою психику. Методы психологической защиты.

Образ жизни2015-05-29 07:53:49

Read more

"Игры разума" в голове невротика.

Образ жизни2015-05-29 07:50:15

Read more

Толерантность к унижению.

Социальная психология2015-05-29 07:42:55

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №3)

Социальная психология2015-05-29 07:19:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №2)

Социальная психология2015-05-29 06:57:29

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер.

Социальная психология2014-09-18 11:31:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №1)

Социальная психология2014-09-18 11:30:31

Read more

Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме.

Эволюция и развитие2014-08-27 12:17:34

Read more

Мозг мужчины и мозг женщины.

Нейропсихология2014-08-27 11:05:05

Read more

Коллега, страдающий нарцисизмом.

Социальная психология2014-08-27 11:00:48

Read more

Разница между опытом и памятью. Два ваших Я в любой момент времени.

Бизнес и карьера2014-08-26 14:55:32

Read more

Сила воли — это конечный ресурс.

Социальная психология2014-08-26 10:32:01

Read more

Влияние установок на личные воспоминания.

Социальная психология2014-08-26 09:57:47

Read more

9 законов счастливых отношений.

Отношения и семья2014-08-25 17:56:20

Read more

Золотые правила родителя.

Отношения и семья2014-08-25 14:05:32

Read more

"Почему я одинока?" Причины одиночества у женщин.

Отношения и семья2014-08-25 13:03:23

Read more

Я слепой — а на улице весна…

Социальная психология2014-08-25 12:47:57

Read more

Интересные факты о любви.

Отношения и семья2014-08-24 14:34:26

Read more

Какие слова не стоит говорить маленькому ребенку.

Отношения и семья2014-08-24 10:12:51

Read more

Агрессивное поведение – триггеры и причины.

Социальная психология2014-08-23 19:20:25

Read more

Эксперимент Аша. Мнения окружающих и социальное давление.

Социальная психология2014-08-22 13:19:23

Read more

Как распознать манипулятора и разорвать с ним связь.

Социальная психология2014-08-21 18:20:21

Read more

Что толкает нас на ложь.

Социальная психология2014-08-19 19:17:04

Read more

«Если твоё желание не исполняется, значит оно ещё не оплачено».

Бизнес и карьера2014-08-18 18:15:40

Read more
  • Запахи и воспоминания

    Почти каждый испытывал в жизни это чувство, когда слабый аромат чего-то поднимает в памяти давно забытые моменты прошлого из глубин подсознания. Часто мы забыли об Read More
  • Чувственные (сексуальные) сигналы

    Человеческие феромоны являются горячей темой научных исследований. Они не имеют запаха химических веществ, позволяющих инструменту обоняния почувствовать их носом. Некоторые ученые полагают, что понимание этой Read More
  • Психология памяти

    Память лежит в основе каждой мысли, которую мы когда-либо имели, и всего, что мы когда-либо изучили прошли или сказали. Память лежит в основе познавательной психологии Read More
  • Нейропсихология

    Нейропсихология, изучающая взаимосвязи между человеческим мозгом и поведением. Классический способ изучения функций мозга - изучение пациентов с различными формами повреждений мозга, такие как: травмы головы, опухоли Read More
  • 1
  • 2