По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №2)

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №1)

Рассматриваем ли мы себя с точки зрения чувств или поведения, которое объясняется вызванными чувствами, мы в любом случае уделяем очень мало внимания предшествующим обстоятельствам. Психотерапевт узнает о молодости своего пациента почти всегда исключительно из воспоминаний самого пациента, которые, как известно, не являются благонадежным источником информации, т.е. он (пациент) теоретически может даже рассказать что-то очень важное для него, но это не то, что фактически произошло, это всего лишь то, что он помнит. В психоаналитической литературе должно быть, по крайней мере, сто ссылок на профессиональную литературу, описывающую чувство беспокойства, относительно каждого упоминания тяжелого случая беспокойства, которое могло бы быть прослежено. Мы, как мне кажется, чаще предпочитаем истории из прошлого, которые, очевидно, находятся вне досягаемости от нашего понимания. Это хорошая сделка с совестью. Например, говоря о том, что должно было бы произойти во время эволюции видов, чтобы объяснить поведение человека, мы, как мне видится, говорим с особой уверенность только потому, что то, что фактически произошло, может только предполагаться.

Мы не в состоянии понять, как или почему человек, которого мы видим, ведет себя определенным образом. И мы приписываем поведение человека личности, которую мы не можем видеть, чье поведение мы не можем объяснить, либо о которой мы не склонны задавать вопросы. Мы, возможно, выбрали и утвердились в этой стратегии не столько из-за какого-либо отсутствие интереса или возможностей, а только потому что уже давно убежденны в том, что большая часть человеческого поведения не соответствует предпосылкам. Функция внутреннего "я" должна дать те объяснения, которые пока не объяснены. И это объяснение остается с ним. Оно (внутреннее я) не посредник между историей, текущим поведением и поступками, он центр, из которого поведение исходит. Оно инициирует, порождает и создает, и при этом оно остается, каким оно был для древних греков, божественным. Мы говорим, что оно является автономной независимой системой - и, насколько наука о поведении, обеспокоена тем, что означает это состояние сверхъестественного.

Позиция, конечно, уязвима. Автономный независимый человек служит только для того, чтобы объяснить то, что мы пока не способны объяснить другими способами. Его существование зависит от нашего невежества, и он, естественно, теряет свою автономность, как только мы приходим к большему пониманию его поведения. Задача научного анализа - объяснить, каким образом поведение человека как физической системы, связанно с условиями, при которых человеческий род эволюционировал, и условиями при которых индивид живет. До тех пор пока есть некоторое количество непостоянства или творческого вмешательства, эти события должны быть связаны, и никакого вмешательства в действительности быть не должно. Непредвиденные тяжкие обстоятельства и условия выживания отвечают за формирование человеческого генетического кода, который будет воспроизводить тенденции действовать агрессивно, не чувствуя агрессии. Наказание сексуального поведения принесет изменения в сексуальное поведение, и все чувства, которые могут возникнуть, в лучшем случае станут побочным продуктом. Наше поколение не страдает от тревожности, от несчастных случаев, преступлений, войн, и других опасных и болезненных вещей, которым люди так часто подвергаются. Молодые люди бросают школу, отказываются идти работать, и общаются только с другими сверстниками своего возраста не потому, что они чувствуют себя отчужденными, а из-за дефектности социальной среды, в домах, школах, на заводах и в других местах.

Мы можем следовать по пути физики или биологии, обращаясь непосредственно к связи между поведением и окружающей средой, пренебрегая при этом предположительным посредничеством состояния ума. Физика продвинулась не дальше чем увидеть «ликование» падающего тела, как и биология, смотрящая на природу жизненных духов. И нам не нужно попытаться обнаружить что лица, настроения, чувства, черты характера, планы, цели, намерения, или другие побочные привилегии автономного человека действительны и реальны, чтобы продолжать научный анализ поведения.

Есть причины, которые объясняют, почему мы так долго находимся под воздействием данной точки зрения. Процессы и явления, которые изучаются физикой и биологией, не ведут себя также как люди, и это, в конечном итоге, начинает выглядеть очень смешным - говорить о ликовании падающего тела или порывистости снаряда в ракурсе обсуждения поведения человека. Люди ведут себя как люди, и "внешний" человек, поведение которого должно быть объяснено, очень похож на внутреннего человека, поведение которого, как говорят, объясняет его самого. Внутреннее "я" было создано по образу и подобию внешнего "я".

Также важно то, что внутреннее "я", как мне кажется, время от времени мы непосредственно наблюдаем. Мы должны принимать разумом ликование падающего тела, но разве мы не можем почувствовать наше собственное ликование?

Мы действительно, чувствуем многие вещи своей собственной кожей, но мы не чувствуем вещи, которые были придуманы, для того чтобы объяснить поведение человека. Одержимый человек не чувствует демона внутри себя и может даже отрицать вообще существования демонов. Юный преступник не чувствует нарушений собственной индивидуальности. Умный человек не чувствует своего интеллекта, как и интроверт своей интроверсии. (Фактически, эти измерения ума или характера, как говорят, возможны только через сложные статистические процедуры). Спикер не чувствует грамматические правила, которые он, как говорят, применяет в создании предложений. И вообще люди говорили грамматически правильно в течение тысяч лет, еще до того как любой человек узнал, что существуют какие-то правила. Отвечающий на анкету не чувствует отношений или мнений, которые принуждают его следовать определенному пути. Мы действительно чувствуем определенные объединения наших внутренних органов, связанных с поведением, но Фрейд уже указал, что мы ведем себя таким же образом, когда мы не чувствуем их; они (чувства) – всего лишь побочные продукты, и не должны быть принятыми ошибочно как данность.

Продолжение следует....

Автор перевода: © Александр Беляев.

  • Мысль дня +

    Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз. Томас Эдисон.
  • Интересный факт +

    Люди, которые говорят очень быстро, склонны иметь большой объем рабочей памяти. Read More
  • 1

Свежайшее:

Три лица жертвы — Треугольник Карпмана.

Социальная психология2015-05-29 07:57:33

Read more

Как защитить свою психику. Методы психологической защиты.

Образ жизни2015-05-29 07:53:49

Read more

"Игры разума" в голове невротика.

Образ жизни2015-05-29 07:50:15

Read more

Толерантность к унижению.

Социальная психология2015-05-29 07:42:55

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №3)

Социальная психология2015-05-29 07:19:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №2)

Социальная психология2015-05-29 06:57:29

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер.

Социальная психология2014-09-18 11:31:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №1)

Социальная психология2014-09-18 11:30:31

Read more

Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме.

Эволюция и развитие2014-08-27 12:17:34

Read more

Мозг мужчины и мозг женщины.

Нейропсихология2014-08-27 11:05:05

Read more

Коллега, страдающий нарцисизмом.

Социальная психология2014-08-27 11:00:48

Read more

Разница между опытом и памятью. Два ваших Я в любой момент времени.

Бизнес и карьера2014-08-26 14:55:32

Read more

Сила воли — это конечный ресурс.

Социальная психология2014-08-26 10:32:01

Read more

Влияние установок на личные воспоминания.

Социальная психология2014-08-26 09:57:47

Read more

9 законов счастливых отношений.

Отношения и семья2014-08-25 17:56:20

Read more

Золотые правила родителя.

Отношения и семья2014-08-25 14:05:32

Read more

"Почему я одинока?" Причины одиночества у женщин.

Отношения и семья2014-08-25 13:03:23

Read more

Я слепой — а на улице весна…

Социальная психология2014-08-25 12:47:57

Read more

Интересные факты о любви.

Отношения и семья2014-08-24 14:34:26

Read more

Какие слова не стоит говорить маленькому ребенку.

Отношения и семья2014-08-24 10:12:51

Read more

Агрессивное поведение – триггеры и причины.

Социальная психология2014-08-23 19:20:25

Read more

Эксперимент Аша. Мнения окружающих и социальное давление.

Социальная психология2014-08-22 13:19:23

Read more

Как распознать манипулятора и разорвать с ним связь.

Социальная психология2014-08-21 18:20:21

Read more

Что толкает нас на ложь.

Социальная психология2014-08-19 19:17:04

Read more

«Если твоё желание не исполняется, значит оно ещё не оплачено».

Бизнес и карьера2014-08-18 18:15:40

Read more
  • Запахи и воспоминания

    Почти каждый испытывал в жизни это чувство, когда слабый аромат чего-то поднимает в памяти давно забытые моменты прошлого из глубин подсознания. Часто мы забыли об Read More
  • Чувственные (сексуальные) сигналы

    Человеческие феромоны являются горячей темой научных исследований. Они не имеют запаха химических веществ, позволяющих инструменту обоняния почувствовать их носом. Некоторые ученые полагают, что понимание этой Read More
  • Психология памяти

    Память лежит в основе каждой мысли, которую мы когда-либо имели, и всего, что мы когда-либо изучили прошли или сказали. Память лежит в основе познавательной психологии Read More
  • Нейропсихология

    Нейропсихология, изучающая взаимосвязи между человеческим мозгом и поведением. Классический способ изучения функций мозга - изучение пациентов с различными формами повреждений мозга, такие как: травмы головы, опухоли Read More
  • 1
  • 2