Лошадь сдохла – слезь с неё.

Есть старая индейская поговорка: «Лошадь сдохла – слезь». Казалось бы, всё ясно, но…

1. Мы уговариваем себя, что есть ещё надежда

2. Мы бьём дохлую лошадь сильнее

3. Мы говорим: "мы всегда так скакали"

4. Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей

5. Мы объясняем себе, что наша дохлая лошадь гораздо лучше, быстрее и дешевле

6. Мы сидим возле лошади и уговариваем её не быть дохлой

7. Мы покупаем средства, которые помогают быстрее скакать на дохлых лошадях

8. Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей

9. Мы стаскиваем дохлых лошадей вместе, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее

10. Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.

Но суть одна, и простая: ЛОШАДЬ СДОХЛА - СЛЕЗЬ С НЕЁ!

Зависимости – корни и признаки возникновения.

На сегодня известно около 20 групп психологических зависимостей (алкогольная, табачная, наркотическая, игровая, пищевая, информационная (интернет), эмоциональная (любовная), трудовая (трудоголизм), межполовая, шоппинг-зависимость и т.д., которые условно можно поделить на две большие группы:

- химические зависимости (наркотики, алкоголь, табакокурение, токсикомания и т.д.);

- эмоциональные зависимости (зависимость от человека, зависимость от работы, интеренет-зависимость и т.д.).

И в том и в другом случае человек с помощью зависимости пытается удовлетворить игнорируемые потребности, а также потребности, которые не были удовлетворены в детстве. У взрослого человека возникает внутренний конфликт между существующими объективными потребностями и неумением или неспособностью их реализовать.

Проблема зависимости пускает свои корни в раннем детстве, когда ребенок не может самостоятельно удовлетворять свои потребности. Психоаналитики объясняют причины возникновения зависимостей нарушением детского развития. Первые предпосылки для возникновения будущей зависимости могут появиться на первом году жизни ребенка. Если мать ребенка не в состоянии удовлетворить самые важные из его потребностей (в безусловной любви, полном принятии, самовыражении, эмоциональном общении, понимании и реализации его потребностей) то такой ребенок будет чувствовать себя обделенным и лишенным чего-то жизненно важного. Со временем такой ребенок может начать употреблять химические препараты, чтобы защитить свое Я, вернуть себе ощущение психологического комфорта, безопасности, спокойствия, но при этом доступ к своим чувствам у него закрыт, а это вызывает в свою очередь очень высокое внутренне напряжение и невозможность удовлетворить свои потребности здоровыми способами.

Именно в этом и заключается роль употребления химических агентов, с помощью него люди изменяют свое состояние, достигая чувства “облегчения”. Эмоциональные зависимости “приходят на помощь” для удовлетворения чувства безопасности, в первую очередь.

Лишенные своего “спасительного” агента, зависимые испытывают синдром лишения:

- чувство, что чего-то не хватает;

- ощущение пустоты;

- ощущение себя “не в своей тарелке “;

- дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворенность чем-либо;

- апатию, безразличие, отстраненность;

- сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность;

- раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости;

- неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи;

- чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо

- усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности;

- страдание, боль, невыносимые муки.

Признаки зависимости:

1. Человек не в состоянии самостоятельно (без химических агентов и эмоциональной “поддержки”) справиться с состоянием тревоги, страха, сильнейшего беспокойства, вины, и другими отрицательными эмоциями и поэтому испытывает сильнейшие страдания.

2. Он не умеет или не стремится адаптироваться к существующей реальности социально допустимыми, физически и психологически здоровыми способами. “Большой ребенок” не выдерживает нагрузки и бежит от настоящего и будущего в прошлое.

3. Свобода, которую ребенок понимает как вседозволенность, во взрослой жизни означает, прежде всего, ответственность. Такая свобода становится не нужна. Отказ от свободы для взрослого означает зависимость.

Какие формы воспитания способствуют возникновению зависимостей?

Во-первых, как ни странно, в семьях, где детей опекают, заботятся, балуют и вроде как любят, вырастают будущие зависимые ничуть не реже, чем в неблагополучных семьях. Такая форма воспитания способствует тому, что ребенок не получает необходимого опыта самостоятельно заботиться о себе, решать свои проблемы и склонен думать, что неприятности должны быть устранены немедленно, без каких либо значительных усилий с его стороны, т.е. с помощью различного рода стимуляторов, наркотиков, отвлекающих или утешающих факторов. Если родители стремятся к гиперопёке, другими словами контролю ситуации, тем самым они признаются в своем отсутствии доверия к жизни, безопасности. Желание постоянно контролировать и опекать – точно такой же показатель зависимости, как и все остальные. Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности. И поэтому занимается тем, что ему больше подвластно до какого-то времени: своими детьми. Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.

Во-вторых, будущие потенциально-зависимые вырастают в семьях, где ребенка либо игнорируют (его физические, эмоциональные потребности), либо ребенок подвергается давлению, и не обязательно в буквальном смысле. Ребенок воспитывающийся в такой семье не получает необходимой для нормального развития любви, следовательно не умеет принимать себя со всеми своими достоинствами и недостатками. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх активно действовать. И как следствие, этот ребенок не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей. Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.

И в первом и во втором случае ребенок растет в условиях тюрьмы, либо мягкой неочевидной, либо жесткой и очевидной, что является причиной дальнейших печальных последствий.

Для здорового человека удовлетворенность и чувство психологического комфорта связаны с реализацией его осознанных потребностей. Это ряд базовых биологических потребностей, психологических потребностей, интеллектуальных потребностей, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки. Бегство в зависимость – это отказ от выбора, который есть у любого взрослого человека. Вместо того чтобы уйти в зависимость, а значит, выбрать жизнь, полную беспросветных страданий и боли, всегда можно поставить перед собой цель и стремиться к ее достижению вопреки невероятно трудным жизненным обстоятельствам.

Эрих Фромм о психическом здоровье.

Быть душевно (психически) здоровым – значит освободиться от инфантильных претензий и поверить в свои реальные, хотя и ограниченные силы; быть в состоянии примириться с парадоксом, состоящим в том, что каждый из нас – наиважнейшая часть Вселенной и в то же время не важнее мухи или былинки.

Быть способным любить жизнь и вместе с тем без ужаса принимать смерть; переносить неопределенность в важнейших вопросах, которые ставит перед человеком жизнь, и вместе с тем быть уверенным в своих мыслях и чувствах.

Уметь оставаться наедине с собой и в то же время быть единым целым с каждым собратом на этой земле, со всем живым; следовать голосу своей совести, но не потворствовать себе в самобичевании.

Душевно здоровый человек - это тот, кто живет по любви, разуму и вере, кто уважает жизнь - как собственную, так и своего ближнего.

Это определение  психического здоровья было сформулировано Э. Фроммом в 1955 году, но и по сей день не теряет своей актуальности.

Освободите свой внутренний мир от мусора.

Освобождая свой внутренний мир от ментального мусора, Вы, в скором времени, почувствуете ту самую "невероятную лёгкость бытия". Но чтоб эффект лёгкости возымел действие, применение на практике — обязательно.

Первым делом ...

Освободитесь от потребности всегда доказывать свою правоту.

Среди нас так много тех, кто даже под угрозой разрыва прекрасных отношений, причиняя боль и вызывая стресс, не может смириться и принять другую точку зрения. Оно того не стоит.

Перестаньте все контролировать.

Будьте готовы отказаться от необходимости постоянно контролировать все, что происходит с Вами: ситуации, события, людей и т.д. Будь то родные, близкие, коллеги или незнакомцы на улице — просто позвольте им быть такими, какие они есть.

Перестаньте перекладывать вину.

Освободитесь от потребности обвинять других за то, чем Вы обладаете или не обладаете, за то, что Вы чувствуете или не чувствуете. Перестаньте распылять свою энергию и возьмите полную ответственность за свою жизнь.

Остановите негативный разговор с собой.

Как много людей наносят вред себе, только потому, что позволяют негативным мыслям и эмоциям управлять их жизнью. Не доверяйте всему, что говорит Ваш логичный рассудительный ум. Вы лучше, и способны на большее, чем считаете.

Прекратите жаловаться.

Освободитесь от постоянной потребности жаловаться на множество вещей: людей, ситуации, события, которые делают Вас несчастными, грустными и подавленными. Никто не может сделать Вас несчастными, никакая ситуация не может Вас огорчить. Не ситуация вызывает у Вас те или иные чувства.

Откажитесь от критики.

Перестаньте критиковать людей, которые отличны от Вас, и события, которые не соответствуют Вашим ожиданиям. Все люди разные.

Освободитесь от потребности производить впечатление на других.

Перестаньте притворяться и быть тем, кем Вы не являетесь на самом деле. Снимите маску, примите и полюбите свое истинное Я. Перестаньте сопротивляться переменам.

Перемены — это нормально, они необходимы, чтобы двигаться из пункта А в пункт Б. Перемены помогают изменять и нашу жизнь, и жизнь окружающих к лучшему.

Не навешивайте ярлыки.

Перестаньте навешивать ярлыки на людей и события, о которых Вы не знаете или просто не понимаете. Постепенно открывайте сознание новому.

Отпустите прошлое.

Знаем, это сложно. Особенно, когда прошлое нравится больше, чем настоящее, а будущее немного пугает. Но Вам необходимо принять тот факт, что настоящее — это все, что у Вас есть.

Освободитесь от страхов.

Страх — это всего лишь иллюзия, его не существует, Вы его создали. Все это в Вашем уме. Измените свое внутреннее отношение — и внешнее встанет на свои места.

Перестаньте оправдываться.

Разоблачите оправдания и отправьте их на пенсию. Чаще всего мы ограничиваем себя из-за множества оправданий.

Перестаньте проживать жизнь ожиданиями других людей.

Слишком много людей живут жизнью, которая им не принадлежит. Они живут своей жизнью в соответствии с тем, что другие считают лучшим для них, они делают то, что от них ожидают их родители, друзья, учителя, правительство и общество. Они игнорируют свой внутренний голос, внутреннее призвание. Они настолько заняты реализацией ожиданий других людей, что теряют контроль над своей жизнью. Они забывают, что приносит им счастье, чего они хотят на самом деле… и в конечном итоге, они забывают о себе.

Ретрофлексия (retroflexion).

Ретрофлексия (retroflexion) - это процесс возврата чувств назад, точно против себя. Эмоции, реакции, действия предназначенные другим людям, меняют направление и обращаются к субъекту в том случае, когда их неполноценно отреагировали. Ретрофлексия содержит и проекцию и интроекцию.

Развивающий процесс. В процессе развития ретрофлексия проявляется во время стадии автономии (стыда – сомнения) и исходит из физиологической потребности контролировать собственный кишечник и мочевой пузырь, т.е. «сдерживать» и «отпускать». Эта физиологическая необходимость потом переходит в психологическую необходимость «позволять» или «отпускать» чувства, поведение.

«Здоровое использование». Выражается в самоконтроле и самодисциплине, так как сознательная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность.

«Нездоровое использование». Выражается через психосоматическую болезнь, депрессию и самодеструктивное поведение (крайняя форма проявления ретрофлексии – суицид ). Возникает тогда, когда по каким-либо причинам человек не может отреагировать накопившиеся у него эмоции вовне. Когда не можешь выразить свой гнев, и вынужден подавить его. Однако энергия гнева не исчезает, а только меняет свою направленность, превращаясь в аутоагрессию, а затем и в чувство вины.

Проявления:

1. Задержка дыхания.

2. «Проглатывание» чувств.

3. Мускульные проявления, такие как сжатие кулаков, закусывание губ или, например, ситуация когда человек задыхается.

4. Изменение тона и цвета кожи в местах, где возникают блоки.

5. Положение тела (скрещивание ног, скованные руки и т.д.).

6. Жалобы на психосоматические болезни или депрессию.

Бывает двух видов:

- Субъект делает себе то, что хотел бы сделать другим. Сжимает кулаки, бьет себя по колену (когда гневается). Это не что иное, как самодеструктивное поведение, что изначально было направлено на других и возвращено к себе. «Я хотел бы, чтобы другие…», «Я стараюсь быть…».

- Субъект делает себе то, что хочет, чтобы другие сделали ему. «Другие хотели бы, чтобы я…», «Я стараюсь быть…». Характерно наличие ярких телесных проявлений, себя бесконечно обнимает (когда хочет ласки).

Для того, чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ РЕТРОФЛЕКСИИ, человеку нужно вновь осознать, как он сидит, как держит себя при людях, как скрипит зубами и т. д. Если он знает, что происходит у него внутри, его энергия готова к преобразоваться в реальное действие или фантазию. Он может представить себе, с кем бы ему хотелось посидеть вместе, кого бы хотелось обнять, кому бы он хотел дать в зубы, кого бы - сожрать или покусать.

  • Мысль дня +

    Наш большой недостаток в том, что мы слишком быстро опускаем руки. Наиболее верный путь к успеху – все время пробовать еще один раз. Томас Эдисон.
  • Интересный факт +

    Люди, которые говорят очень быстро, склонны иметь большой объем рабочей памяти. Read More
  • 1

Свежайшее:

Три лица жертвы — Треугольник Карпмана.

Социальная психология2015-05-29 07:57:33

Read more

Как защитить свою психику. Методы психологической защиты.

Образ жизни2015-05-29 07:53:49

Read more

"Игры разума" в голове невротика.

Образ жизни2015-05-29 07:50:15

Read more

Толерантность к унижению.

Социальная психология2015-05-29 07:42:55

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №3)

Социальная психология2015-05-29 07:19:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №2)

Социальная психология2015-05-29 06:57:29

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер.

Социальная психология2014-09-18 11:31:42

Read more

По ту сторону свободы и достоинства (Beyond Freedom and Dignity). Б.Ф. Скиннер. (продолжение №1)

Социальная психология2014-09-18 11:30:31

Read more

Двойные послания в детстве, ведущие к психической травме.

Эволюция и развитие2014-08-27 12:17:34

Read more

Мозг мужчины и мозг женщины.

Нейропсихология2014-08-27 11:05:05

Read more

Коллега, страдающий нарцисизмом.

Социальная психология2014-08-27 11:00:48

Read more

Разница между опытом и памятью. Два ваших Я в любой момент времени.

Бизнес и карьера2014-08-26 14:55:32

Read more

Сила воли — это конечный ресурс.

Социальная психология2014-08-26 10:32:01

Read more

Влияние установок на личные воспоминания.

Социальная психология2014-08-26 09:57:47

Read more

9 законов счастливых отношений.

Отношения и семья2014-08-25 17:56:20

Read more

Золотые правила родителя.

Отношения и семья2014-08-25 14:05:32

Read more

"Почему я одинока?" Причины одиночества у женщин.

Отношения и семья2014-08-25 13:03:23

Read more

Я слепой — а на улице весна…

Социальная психология2014-08-25 12:47:57

Read more

Интересные факты о любви.

Отношения и семья2014-08-24 14:34:26

Read more

Какие слова не стоит говорить маленькому ребенку.

Отношения и семья2014-08-24 10:12:51

Read more

Агрессивное поведение – триггеры и причины.

Социальная психология2014-08-23 19:20:25

Read more

Эксперимент Аша. Мнения окружающих и социальное давление.

Социальная психология2014-08-22 13:19:23

Read more

Как распознать манипулятора и разорвать с ним связь.

Социальная психология2014-08-21 18:20:21

Read more

Что толкает нас на ложь.

Социальная психология2014-08-19 19:17:04

Read more

«Если твоё желание не исполняется, значит оно ещё не оплачено».

Бизнес и карьера2014-08-18 18:15:40

Read more
  • Запахи и воспоминания

    Почти каждый испытывал в жизни это чувство, когда слабый аромат чего-то поднимает в памяти давно забытые моменты прошлого из глубин подсознания. Часто мы забыли об Read More
  • Чувственные (сексуальные) сигналы

    Человеческие феромоны являются горячей темой научных исследований. Они не имеют запаха химических веществ, позволяющих инструменту обоняния почувствовать их носом. Некоторые ученые полагают, что понимание этой Read More
  • Психология памяти

    Память лежит в основе каждой мысли, которую мы когда-либо имели, и всего, что мы когда-либо изучили прошли или сказали. Память лежит в основе познавательной психологии Read More
  • Нейропсихология

    Нейропсихология, изучающая взаимосвязи между человеческим мозгом и поведением. Классический способ изучения функций мозга - изучение пациентов с различными формами повреждений мозга, такие как: травмы головы, опухоли Read More
  • 1
  • 2